Борис Горовой: "Сборная строится вокруг игроков Морозова"

Борис Горовой: "Сборная строится вокруг игроков Морозова"

На стыке веков Борис Горовой был одним из ведущих полузащитников петербургского «Зенита». Именно ему Юрий Андреевич Морозов поручал важнейшие задания по нейтрализации ключевых фигур в

На стыке веков Борис Горовой был одним из ведущих полузащитников петербургского «Зенита». Именно ему Юрий Андреевич Морозов поручал важнейшие задания по нейтрализации ключевых фигур в составе соперников – Титова, Лоськова и других креативных хавбеков. Белорусский полузащитник, безупречно игравший в отборе и умевший вести цепкую силовую борьбу, с этой ролью справлялся блестяще. В чемпионатах России в составе «Зенита» он провел 64 матча, забил один гол, играл в Кубке Интертото и Кубке УЕФА. Как живет сейчас Борис Горовой?

Дел хватает


- А я никуда не пропадал, – улыбается Борис Горовой, – работаю в федерации футбола Ленинградской области, в качестве арбитра обслуживаю футбольные матчи второй лиги. Уже практически год тружусь на кафедре футбола Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени Лесгафта. Попутно занимаюсь бизнесом. С моим компаньоном открыли ресторан. Есть магазин, автосервис. В стадии завершения – строительство крупного автоцентра на севере города. Думаю, скоро получим дилерство, начнем продавать автомобили. Словом, дел хватает. Жизнь идет.
- Расскажите поподробнее о вашей судейской карьере. Немногие бывшие футболисты рискуют взяться за столь неблагодарное дело.
- В этой сфере есть определенные стадии, которые должен пройти любой арбитр. Пока я работаю помощником главного судьи. Прохождение этой ступени займет полгода. Может быть, год. Конечно, для меня это скорее хобби. Хотя судейство требует хорошей физической готовности и большого багажа теоретических знаний.
- Какой последний матч вы обслуживали?
- «Зенит-2» – «Торпедо-РГ», который петербуржцы проиграли со счетом 0:3.
- В чем заключаются ваши функции на кафедре футбола университета имени Лесгафта?
- Я преподаю теорию и методику футбола.
- Студенты с удовольствием слушают Бориса Горового?
- В принципе, да. Наверно, еще помнят меня, как футболиста (улыбается). Да потом, сам футбол в Санкт-Петербурге очень популярен. Наверно, именно поэтому интерес к этому виду спорта и проявляется во всем. В том числе и в изучении его теоретических аспектов.
- Кто из зенитовцев – настоящих и бывших – занимается в вашем университете?
- Александр Кержаков, Александр Куртиян. В аспирантуре учатся Дмитрий Макаров и Вячеслав Малафеев. Оканчивает университет Милан Вьештица. Уговариваем поступить к нам Александра Спивака. Словом, даже после окончания карьеры футбол в жизни людей не заканчивается. Ребята продолжают получать футбольное образование и жить в футболе.
- Вы живете в Санкт-Петербурге, не так ли?
- Да. Уже фактически десять лет провел в городе на Неве. Немногие, кстати, знают, что я родился в Ленинграде. Как мама говорит, где родился, там и пригодился (улыбается). Я доволен этим. Мне нравится Санкт-Петербург, здесь я не чувствую себя чужим. Ну и реализую себя. Так что все в порядке.

Сборной России по силам выйти в плей-офф

- В субботу стартовал чемпионат Европы. Сегодня в борьбу вступает и сборная России, которая в 20.00 по московскому времени начнет в Инсбруке поединок с командой Испании. На что, на ваш взгляд, могут рассчитывать подопечные Гуса Хиддинка в этой встрече?
- Сборная такой футбольной страны, как Испания, не добивается результатов на международной арене. Это парадокс! Что касается сборной России, то ее очень сильно ослабляет отсутствие Андрея Аршавина. Конечно, шанс сыграть достойно есть. И первый матч очень бы не хотелось проигрывать.
- Как вы считаете, сколько очков необходимо набрать для того, чтобы выйти из группы?
- Девять! (Смеется.) Ну а если серьезно, хватит шести. Может быть, пяти.
- По силам ли сборной России выйти в четвертьфинал?
- Я не знаю, что сейчас происходит со сборной Швеции. Судя по результату матча с Украиной (0:1. – Прим. «90 минут»), у нее не все гладко. Греков, которые в Португалии доказали, что можно обыгрывать любую команду, нам одолеть по силам. Да и не проиграть испанцам тоже вполне реально. Так что – почему бы россиянам не выйти из плей-офф? При этом я бы не сказал, что сборная России очень уж сильна. Вот «Зенит» действительно силен, это неоспоримый факт. А сборная... Все равно, на мой взгляд, нашим игрокам не хватает того рвения, которое они демонстрируют в клубах. Раньше у футболистов была мотивация показать себя на международном футбольном форуме для того, чтобы уехать в зарубежный чемпионат. Сейчас этого нет – в России платят неплохие деньги, да и первенство у нас проходит на хорошем уровне. Так что пока я не разделяю всеобщего оптимизма. Вспомните отборочный цикл – сборная показала великолепный футбол и коллективный дух только один раз – во втором тайме домашнего матча с англичанами, когда команда оказалась на грани катастрофы. В остальных встречах во всех основных компонентах футбола мы уступали. Тому же Израилю – в игре, которая решала судьбу сборной. Мы же тогда не знали, что Хорватия в последнем туре буквально подарит нам путевку в финальный турнир! Так что пока не стоит оценивать истинную силу сборной России. Давайте немного подождем.
- И все-таки, в чем, на ваш взгляд, козыри команды Гуса Хиддинка?
- Во-первых, в зенитовцах. Аршавин и Погребняк на сегодняшний день – игроки европейского уровня. И очень жаль, что ни тот, ни другой на первых порах сборной помочь не смогут. Но есть Александр Анюков, Константин Зырянов, Роман Широков, Вячеслав Малафеев – футболисты, доказавшие свой высочайший класс в матчах Кубка УЕФА.
- Как вы считаете, оправданно ли решение Гуса Хиддинка изменить схему 3–5–2, которую он использовал в отборочном цикле, на 4–5–1?
- Я думаю, голландец в первую очередь исходит из исполнителей. Схема 4–5–1 более отработана в Европе. Посмотрите, сейчас в три защитника никто, кроме ЦСКА, не играет. Так что решение изменить схему, на мой взгляд, оправданно. Еще один момент – после травмы Погребняка двух стабильных нападающих у нас, к сожалению, нет. Кержакова в сборную не взяли. Сычев выглядит не убедительно. Аршавин первые два матча пропускает. Павлюченко? Он выстреливает лишь эпизодически.
- Вас не настораживает потеря левого фланга? Билялетдинов никак не может выйти на оптимальный уровень, Жирков переведен в оборону. Может быть, Хиддинк умышленно смещает акцент направо, где в его распоряжении есть Быстров, Сычев и Саенко?
- Не думаю. Тактику можно варьировать. Если Жирков будет подключаться в атаку, сзади его обязательно будут страховать. Я думаю, Жиркову так или иначе развяжут руки. Все-таки он может и обыграть один в один, и обострить игру. Так что, думаю, ничего страшного в изменении его функций нет. Возьмите пример Ширла. Он, будучи номинальным полузащитником, весной отлично сыграл в обороне.
- Сегодня в роли одного из центральных защитников наверняка выйдет Роман Широков. Не кажется ли вам, что этим решением Хиддинк хочет добиться увеличения качества и скорости перехода из обороны в атаку?
- К сожалению, на сегодняшний день, у нас мало надежных центральных защитников. Это – настоящая беда российского футбола. Что касается Широкова, то он доказал свой высочайший класс игрой за «Зенит». Петербургской команде он очень помог, причем именно в центре обороны. Почему Хиддинк принял такое решение? Во-первых, Игнашевич сегодня не тот. А во-вторых, Широков доказал свое мастерство убедительной игрой за «Зенит».
- Итак, каким вы видите сценарий поединка с испанцами?
- Я думаю, мы будем играть вторым номером. В первую очередь подопечные Гуса Хиддинка постараются как можно надежнее сыграть в обороне. Ну а в атаке шанс есть у всех. Главное, найти его и использовать.
- Кто, на ваш взгляд, является главным фаворитом чемпионата Европы?
- Сегодня выстрелить может любая команда. Хороших сборных на Евро много – те же Португалия, Испания, Франция. Германия. «Зенит» показал, что уровень чемпионата Германии не настолько высок. С другой стороны, немцы, как никто другой, умеют достигать результата. Так что, конечно, они могут занять высокое место. Хотя по игре они выглядят не очень убедительно. Не стоит забывать и о таких традиционно сильных сборных, как Италия и Голландия.
- Может ли чемпионат Европы открыть новых звезд?
- Сложно сказать. Лига чемпионов не открыла же. Хотя, безусловно, кто-то сверкнуть может. Причем не из топовых клубов, а, скажем, из команд Восточной Европы – Чехии, Хорватии. С каждым годом усиливается тенденция достижения результата не за счет исполнителей, а за счет командной игры. Да, звезды по-прежнему решают очень многое, но их становится все меньше и меньше. Да и играть им становится сложнее.

Благодарен Морозову

- Давайте немного повспоминаем. Что больше всего отложилось в памяти за четыре года, проведенные в «Зените»?
- Конечно же, работа Юрия Андреевича Морозова. Сегодня фактически и «Зенит», и сборная строятся вокруг тех игроков, которых он пестовал – тех же Аршавина, Малафеева и Денисова. Морозов давал шанс каждому игроку. Каждому. Этого сейчас нет ни в одном российском клубе. Ну, может быть, за исключением «Динамо», которое тренирует Андрей Кобелев.
- Тоже поигравший у Юрия Андреевича.
- Да. Кобелев доверяет Шунину, Смолову, братьям Комбаровым. В других командах этого нет. Все хотят добиться результата здесь и сейчас.
- Как вы считаете, «Зенит»-99, 2000, 2001 реализовал себя полностью? Или все-таки был шанс добиться большего?
- Если вы помните, в 2001 году мы могли занять второе место. И даже побороться за золото. Но в итоге довольствовались бронзой. Наверно, мы все-таки реализовали себя. Другое дело, что в 2002 году мы выступили значительно хуже. Была раньше у «Зенита» такая традиция – после взлета обязательно следовало падение.
- Что же произошло в том злополучном 2002-м?
- Дело в том, что в мае Юрий Андреевич заболел. Мы же до этого шли на четвертом месте. А по потерянным очкам – и вовсе на втором. Да, Юрий Андреевич продолжал руководить командой, но уже не в той степени, в какой это было необходимо. Это и сказалось. Потом началась чехарда с тренерами. При Рапопорте мы вообще не выиграли ни одной игры. Это не говорит о том, что Борис Завельевич – плохой тренер. Просто когда футболисты привыкают к одним требованиям, а по ходу сезона идут перемены, это бесследно не проходит. Потом надо признать, что команда ослабла. Ушли Кобелев и Горшков, а приобретенные югославы не усилили команду в должной степени. Во всяком случае, они играли совсем не так, как на них рассчитывали. Но главная причина, повторюсь, заключалась в болезни Морозова.
- Когда в команду пришел Властимил Петржела, вам было всего 28 лет. Однако в «Зените» вы не остались. Почему?
- С новым главным тренером мы даже не разговаривали. У меня закончился контракт, и Петржела по каким-то соображениям не стал меня просматривать. Хотя, на мой взгляд, он мог хотя бы ради приличия сделать шаг навстречу. Кстати, у меня был разговор с Мутко. Он не скрывал, что видит меня в «Зените». Но Петржела решил поступить по-своему.
- Год вы провели в «Торпедо-Металлург». Как оцениваете этот опыт?
- Какие-то общие знания я получил. Познакомился с Сергеем Алейниковым, Валентином Козьмичом Ивановым. Но та команда фактически строилась с нуля. И я, честно говоря, больше не хотел бы участвовать в таких стройках. Чудо, что команда тогда осталась в премьер-лиге.
- Много разговоров ходило по поводу этого «чуда»!
- Да, но обсуждать такие разговоры не стоит. На мой взгляд, футболистам это и не надо. Они наверняка до конца не знают всей правды.
- Потом вы уехали в Украину.
- Да, год провел в запорожском «Металлурге». Что мне понравилось в Украине, так это идеальные поля. В России же в начале сезона все совсем по-другому.
- Не рано закончили? Говорят, даже сейчас на вас имеет виды петербургское «Динамо»!
- Да, у нас был разговор. Но это все не серьезно (улыбается). Почему закончил? Просто тогда предложений на повышение не было. А ездить по низшим лигам я не захотел. Есть много других способов зарабатывать деньги.
- Связи с бывшими партнерами по «Зениту» вы не теряете, не так ли?
- Да. Регулярно ездим на кладбище к Юрию Андреевичу. Мы – я, Лепехин, Цветков, Спивак – очень любим и уважаем этого человека, и всегда отдаем ему дань памяти.

Алексей Андрианов

Автор: 653038