Без кожаных штанов, но с поднятой головой

Без кожаных штанов, но с поднятой головой

Вена, раскаленный воздух. Напротив – местная опера, куда попасть зачастую сложнее, чем на полуфинал чемпионата Европы. Вокруг ходят люди, обернутые триколорами в синюю, белую и красную полосу.

Вена, раскаленный воздух. Напротив – местная опера, куда попасть зачастую сложнее, чем на полуфинал чемпионата Европы. Вокруг ходят люди, обернутые триколорами в синюю, белую и красную полосу. Их здесь никто не ждал в последних числах июня, зато предполагали голландское нашествие. Для тех, кто не знает, поясню, что это такое – оранжевые толпы, людские пробки, горы мусора, беспрерывный кутеж. Вена, превратившаяся в одну гигантскую фан-зону (это же надо было не пожалеть и выделить болельщицким ордам пару квадратных километров у самого Ратхауса!), была, впрочем, к этому готова.

Но к тому, что в России все же умеют играть в футбол, в Европе еще не привыкли. И пусть Кубок УЕФА наши клубы завоюют еще 20 раз, иностранные журналисты будут тыкать пальцем в дающего интервью Константина Зырянова и спрашивать «кто этот парень». Настоящее признание дает Лига чемпионов, чемпионаты мира и Европы. Причем не просто участие, а победа в них. А потому Вена к русским не готова морально. Они здесь ассоциируются исключительно с покупательской способностью – в этом плане мы, наоборот, уже дали фору всему свету. Светская хроника в газетах – вся наша. Абрамович закатил вечеринку на 100 тысяч евро с диджейским пультом, инкрустированным кристаллами «Сваровски». Менее известные дяди купили уже пол-Китцбюэля. Ну а венские магазины в день полуфинала, 26 июня, ждало свыше 20 тысяч покупателей из России. Австрия смотрит на нас, как на диковинных животных, и не понимает, что мы все здесь так долго делаем…

К победе на чемпионате Европы мы, пожалуй, близки не были. Но двумя неделями славы и признания насладиться смогли в полной мере, когда впервые тренеры других сборных признавали силу сборной России не с соболезнующим видом и дежурным пафосом, а растерянно перечисляя конкретные ее превосходства – скорость, высокое индивидуальное мастерство, наконец, отдавая должное тренеру, без которого все это уже лет 15 было нереально.

Чудо-неделю сборной России подарил Гус Хиддинк. Он достал ее за волосы из инсбрукских топей, когда она лежала лицом в газон, втоптанная туда Испанией, провел до полуфинала, где команда снова рухнула в лужу, но только на сей раз нашла ее на венском стадионе «Эрнст Хаппель». Проводила нас домой та же Испания, невероятная команда с еще более быстрыми, техничными, а самое главное – опытными и привыкшими к регулярным играм на высочайшем уровне футболистами. Известный французский тренер Ги Ру предположил, что у испанцев могут возникнуть проблемы с психикой, учитывая разгром, учиненный ими россиянам в групповом турнире. Дескать, подопечные Луиса Арагонеса будут знать, что дважды снаряд в одну воронку не попадает, и подсознательно начнут бояться русских. Этого не случилось – готовая, организованная и зрелая команда и во второй раз в том же задорном стиле переиграла молодую, симпатичную, но явно прыгнувшую выше головы сборную.

После феноменальной девастации Голландии каждый из наших игроков как заведенный повторял, что произошло то, что невозможно было себе представить ни до чемпионата, ни уж тем более после первых 1:4. На то, что «взвиться кострами» россиянам не хватало моральных сил, указывал даже тот факт, что за день до матча с Грецией, первого победного на турнире, Динияр Билялетдинов в ответ на пожелания болельщиков выиграть тяжело вздохнул и пробормотал что-то вроде «как на плаху идем…». Уже после Голландии не стал делать вид, что все шло как по маслу, и наш игровой лидер .

– То, что в итоге мы пройдем в полуфинал, невозможно было предположить.

А уже после вторичного разгрома от испанцев подтвердил написанное абзацем выше и Роман Павлюченко:

– Наверное, все-таки прыгнули выше головы. Но мы на самом деле много работали, и у нас была команда.

Хиддинк, которого на пресс-конференцию проводили под проливным дождем, уже не настроен был искрить остротами, как делал это на протяжении всего чемпионата. С некой мрачной торжественностью он, пожалуй, подвел главный итог того, что удалось сделать:

– Да, мы сегодня вчистую уступили второй тайм блестящему сопернику, который вне всяких сомнений достоин играть в финале. Но эмоции пройдут, и мы будем гордиться той командой, которая играла здесь на Евро. Причем не только тем, что вышли в полуфинал, но и показанной игрой.

Пусть к последнему матчу эти слова относятся с большой натяжкой, Гус прав: впервые на чемпионат Европы с 1992 года приехала сборная России, которая была способна не просто участвовать, но и выигрывать. И в этом его, Гуса, заслуга. Назовите голландца везунчиком или волшебником – но действительно, исправить ситуацию по ходу турнира за два дня, восстановить команду психологически после 1:4, собрать группу физиотерапевтов, которые смогли подготовить сборную к тому ураганному ритму, что уничтожил голландскую команду. Роль тренера по физподготовке Раймона Верхейена в успехе также велика. Он сам утверждал, что уже в первой игре с Испанией показатели команды в плане объема работы и пробеганных километров были едва ли не лучшими в чемпионате, а для дальнейших побед пришлось как следует поработать над тактикой. Непонятным остается лишь один нюанс – что же все-таки случилось с командой во втором тайме полуфинального матча, когда получив первый гол, она сникла, остановилась и только наблюдала за тем, как испанцы в одно касание, за пять секунд доставляют мяч к воротам. Хиддинк после игры неожиданно заговорил об усталости, но как она могла навалиться так вдруг?

Как получилось так, что «поплыл» вечный двигатель Жирков, для которого никогда не являлось проблемой успевать и вперед и назад, как бы ни играла команда в целом? Что случилось со средней линией, которая как раз и заключала в себе в голландском матче убийственную силу, но на сей раз даже без слабого писка капитулировала перед блестящими Фабрегасом, Иньестой, Силвой? Куда, наконец, запропастился Андрей Аршавин, которого теперь-то точно знает вся Европа? На этот вопрос, впрочем, отчасти помог ответить один отечественный специалист, имя которого мы называть не будем ввиду брутальности сказанного им после матча с Голландией.

– Игроки Марко ван Бастена просто неправильно против Аршавина сыграли. Не нашлось никого, кто бы на первых минутах пару раз жестко «принял» его, совершил подкат «на грани». Случалось видеть, как Аршавин уходил после такого в тень.

Стечение обстоятельств ли это, или в лагере россиян завелся суперагент – но на 12-й минуте венского полуфинала Карлес Пуйоль сделал все, как «доктор прописал» – вырвал у Аршавина мяч «с мясом», рискнув при этом даже заработать штрафной, который опасно исполнил Павлюченко. У нашей «десятки» только пятки сверкнули в воздухе – столь решительно защитник любимой Андреем «Барселоны» исполнял свою миссию. Факт остается фактом – за весь матч Аршавин так и не смог взять себя в руки и не только повести за собой команду, но даже показать малую толику того, за что Арсен Венгер поставил его в один ряд с Михаэлем Баллаком по роли на поле.

– Аршавин смог показать футбол мирового уровня в играх со шведами и голландцами, но уровень соперников для него постоянно повышался – это уже слова Гуса Хиддинка. – Для того чтобы прибавлять на таких турнирах еще и еще, Андрею нужно учиться как раз в подобных матчах, как с Испанией. Думаю, для него этот полуфинал был хорошей школой.

Гус регулярно так или иначе возвращается к теме, запущенной им в прессу еще после мартовского проигрыша в товарищеском матче в Бухаресте: наш российский чемпионат не позволяет футболистам сборной действовать на предельном уровне концентрации каждую неделю. А тот же самый Арсен Венгер, не сговариваясь с Хиддинком, просто так, в воздух, выпускает свое недоумение:

– Я удивлен, что о таланте Аршавина заговорили лишь тогда, когда ему исполнилось 27 лет. Мне кажется, этот игрок обратил на себя внимание гораздо раньше. Другое дело, что если бы он, скажем, в 21 год уехал бы играть в английскую Премьер-лигу или Серию А, то сейчас бы имел все шансы стать звездой мирового класса. Не уверен, что теперь смена обстановки пройдет для Аршавина легко.

Теперь, мсье Венгер, это уже проблемы самого футболиста и клуба «Зенит». Не исключено, что уже совсем скоро мы сможем проверить ваши слова.

И все же: имел ли место просчет в подготовке, допущенный как раз между четвертьфиналом и полуфиналом, или же стоит просто отдать должное сопернику и не думать о чудесах? В конце концов, не с мальчиками же с заднего двора выходили играть. Да и сам Хиддинк был далек от мысли, что сила его волшебства доведет столь далеко. Еще в феврале, когда Хиддинк приезжал в Леоганг осматривать место базирования своей команды, то без обиняков сказал директору по туризму региона: «Если мы выйдем в финал, то я натяну ваши альпийские кожаные штаны». Что ж, теперь немецким болельщикам не придется кричать голландцу во время финального матча знаменитое и обычно адресующееся баварцам «Нosen auf!» – cнимай штаны! Они уже в предвкушении чемпионства и почему-то рады, что играть будут с Испанией, а не Россией. Иначе зачем поздним венским дождливым вечером двум промокшим верзилам было на все метро орать «До свидания, Газпром!»? Хоть убейте, не ассоциируют нас прежде всего с футболом…

Иван Жидков, автор «Спорт день за днем», Базель – Вена

Автор: 653038