Крикет, сэр

Крикет, сэр

Высоченный седовласый 63-летний поэт, продюсер, рыцарь Британской империи, обладатель «Оскаров» за песни к диснеевскому мультфильму «Аладдин» и киномюзиклу «Эвита», сэр Тим Райс приехал в Петербург по делам не музыкальным и не литературным, а спортивным.

Высоченный седовласый 63-летний поэт, продюсер, рыцарь Британской империи, обладатель «Оскаров» за песни к диснеевскому мультфильму «Аладдин» и киномюзиклу «Эвита», сэр Тим Райс приехал в Петербург по делам не музыкальным и не литературным, а спортивным. И в некотором смысле историческим. Генеральное консульство Великобритании пригласило Тима Райса, дабы вспомнить одну петербургско-английскую традицию.

– До революции англичане, которые жили в Петербурге, часто играли в крикет, – пояснял генконсул Уильям Эллиотт, весь в белом (так положено одеваться для крикета). – Традиция прервалась больше 90 лет назад, а сейчас, получается, мы ее возрождаем.

Тим Райс – счастливый пример человека, которому жуткая занятость не мешает отвлекаться на далекие от профессии сферы. Несколько десятилетий назад Тим Райс сколотил команду по крикету из британских журналистов, музыкантов, киношников и других творческих людей и периодически наезжает в ту или иную страну померяться силами с местными игроками (как правило, это живущие в той стране британцы).

Так вышло и у нас: за Великобританию играли Тим Райс и Ко (в составе Ко – бывший капитан английской сборной по крикету Аллан Лэмб), а честь Петербурга отстаивали живущие в России иностранные студенты, дипломаты и бизнесмены («Русские выиграли у британцев в футболе, сейчас должны выиграть в крикет», – патриотично постановил капитан «российской» сборной господин Эллиотт).

Смотрелось это прелестно: за Русским музеем на дивно пахнущей зеленой лужайке среди бабочек и стрекоз, аккурат за табличкой «Ходить по газону строго запрещается!» по тому газону не только ходили, но и бегали. Русский музей пошел навстречу: во-первых, случай уникальный; во-вторых, сама площадка называется «большой английский луг»; в-третьих, люди приличные. Наконец, правила игры в крикет предполагают наличие – вынь да положь – какого-нибудь замка, дворца или особняка по соседству.

Сообщить о том, что крикет – это не крокет (в который играла кэрролловская Алиса, а иногда и семья Романовых), считает своим долгом едва ли не каждая статья об этой игре. Отличить одно от другого легко даже издали: в крокет играют молоточками, в крикет (ударение на «и») – битами.

С лаптой сравнения тоже некорректны: в крикете уйма правил. Когда Тима Райса попросили объяснить их россиянам, он вздохнул: «Сколько у нас времени?». Сколько времени займет разъяснение, если сама игра длится пять дней? С крикетом в Петербурге, правда, решили уложиться коротенечко, часа в четыре (едва уложились в шесть). Правила сэр Тим излагал скороговоркой: две команды по 11 игроков, надо заработать больше очков-«пробежек», из-за каждой ошибки игрок выбывает, а сделать ошибку легче легкого.

Российские зрители, находясь после этого объяснения в той же стадии понимания игры, что и до объяснения, силились угадать смысл действа, наблюдая, как, встав на газоне полукругом, джентльмены то величественно шли к центру поля, то вдруг подрывались и куда-то неслись.

...Господин Эллиотт уверял, что хоть игра и считается изначально аристократической, «сейчас она не для аристократов и не для буржуа и может быть интересна всем». Сэр Тим поддерживал: «У меня в команде нет аристократов – вон, одни крестьяне». В общем, призывали россиян обратить внимание на этот вид развлечения.

Россиян же смущает вот что: пятидневная игра вполне может закончиться ничьей. И с этим надо как-то жить.

Кстати, игра в Петербурге закончилась именно ничьей. Как уверяли игроки, без всяких поддавков.