Берт ВАН ЛИНГЕН: "У российского футбола свой путь развития"

Берт ВАН ЛИНГЕН: "У российского футбола свой путь развития"

Ассистент и соотечественник главного тренера «Зенита» Дика Адвокаата Берт ван Линген работает в «Зените» совсем немного. Но в разговоре с корреспондентом «90

Ассистент и соотечественник главного тренера «Зенита» Дика Адвокаата Берт ван Линген работает в «Зените» совсем немного. Но в разговоре с корреспондентом «90 минут» голландец рассказал о своем давнем интересе к российскому футболу, о критериях успешности детско-юношеских департаментов топ-клубов и об отличиях российского чемпионата от ведущих лиг Европы.

Автор: Александр ЯКОБСОН

В чемпионатах Испании и Англии крутится больше денег

- Первые туры российской премьер-лиги мне понравились, – начал ван Линген. – Конкуренция невероятно высока, много очень энергичных, порой даже жестких игроков. Очень тяжело забить хотя бы один гол. Все команды, с которыми мы играли (разговор состоялся перед игрой с «Локомотивом» - прим. Ред.), хорошо организованы и явно нацелены на контратакующий футбол. Каждый игрок знает свое место на поле, потому соперники допускает ошибки реже, чем нам бы этого хотелось. Одним словом, тяжелый в России чемпионат. Что ж, тем интереснее.

- Можно сравнить с ведущими лигами Европы (Англия, Испания, Италия) или же у российского футбола свой путь развития?

- Даже не знаю, что вам сказать. Несравнимо большие деньги крутятся в Испании, Англии. Намного больше денег этим лигам приносят телевизионные права. Уверен, что российской премьер-лиге просто необходимо подтянуть эту составляющую. Необходимо брать больше денег за тот продукт, что вы предлагаете, особенно учитывая тот факт, что в России население больше, чем, к примеру, в Испании или Англии вместе взятых. Также следует повышать качество и самого футбола, без этого никуда. Вы верно заметили, что России следует искать свой путь к успеху, а для этого можно взять все лучшее от голландцев, но не копировать.

- Получается, наш чемпионат только по финансовой составляющей отстает от Европы?

- Нет, конечно же, не только. Важно как в стране относятся к развитию юных игроков. В идеале в каждом уголке вашей огромной страны должны быть созданы хорошие условия для молодежи. Тренировочные поля, мячи, тренера – все это надо сделать доступным не 2-3 месяца, а целый год. Хочу отметить, что юноши должны учиться играть в футбол только за счет самой игры, а не усердных тренировок, рассчитанных в основном на физические кондиции мальчишек. Представьте себе, что проходят 3 месяца активных занятий футболом, а затем возникает перерыв. Это неизбежно становится шагом назад в развитии юных талантов.

В «молодежке» есть несколько игроков, способных попасть в основу

- Сколько молодых игроков должно перейти в основной составе «Зенита», чтобы считать работу юношеского департамента успешной?

- В Европе считается нормальным, если в основную команду попадает один-два игрока из собственной системы подготовки за год. В этом случае можно сказать, что школы работают хорошо. В некоторой степени эта цифра зависит от качества работы скаутов, которые должны подбирать самых талантливых мальчишек. Качество работы скаутов в свою очередь зависит от того, как развита инфраструктура в регионе и стране. Считаю, что каждый желающий играть мальчик должен уже с возраста 5-6 лет быть обеспеченным хорошими полями, формой, мячами и прочим – одним словом, инфраструктурой в широком смысле этого слова. Когда же юному игроку исполняется 13-14 лет, то важно, чтобы у клуба были все условия для проведения турниров, на которых можно было бы находить эти таланты. Для России норма должна быть такой же – 1-2 игрока из своей школы должны попадать в первую команду в течение года.

- Вас можно увидеть на каждой домашней игре молодежной команды «Зенита». Можете кого-нибудь выделить из нынешнего состава молодежки?

- Я не только матчи посещаю, но и некоторые тренировки. (улыбается). Никогда, как и Дик, не говорю о персоналиях. На каждой тренировке вы можете увидеть результат работы юношеской команды – Алексея Ионова, который делает хорошие шаги в своем становлении в качестве игрока первой команды. Важно понимать один тонкий момент: когда футболист переходит в основную команду, ему необходимо привыкнуть к новым условиям, партнерам и прочим особенностям, чтобы уже всерьез бороться за место в основе. Это очень принципиальный момент. Как я уже говорил, чтобы вырастить 2-3 сильных игрока, необходимо не менее 16-18 человек в юношеской команде. Остальные не сделают тот самый шаг, который сейчас сделал Ионов, и это нормально. Существует спортивная пирамида, конкуренция и всем необходимо это понимать. Я увидел сейчас нескольких футболистов в команде Анатолия Давыдова, которые могут сделать этот шаг в большой спорт. Возможно, мы сможем использовать эту возможность и усилим главную команду. Но, повторюсь, только в случае, если игрок готов выступать на таком уровне. На одном юношеском задоре в мире большого футбола далеко не уедешь.

- В каких линиях играют самые талантливые игроки «Зенита»?

- Во всех линиях мы видим одного, а иногда даже двух игроков, которые могут сделать шаг в основную команду.

- Многие болельщики и специалисты иногда начинают рассуждать о том, что Дик Адвокаат не заинтересован в развитии петербургской молодежи…

- Это не так. Мы посещаем каждую игру «молодежки», иногда бываем на тренировках и, если, увидим игрока, который будет соответствовать уровню основного состава, то мы абсолютно точно возьмем его к себе. Не зачем так говорить и распускать какие-то слухи и домыслы на эту тему (эмоционально). Каждый тренер заинтересован в том, чтобы в основной состав ставить сильнейших, потому Дик поступает так, как бы поступил любой тренер, который выполняет определенные задачи! Попадет в команду Адвокаата игрок или нет, зависит только от самого футболиста, от того, как он тренируется и развивает свой талант. Поверьте, мы ко всем относимся одинаково, а цель одна – достигать результата.

Хочешь стать чемпионом – решай все проблемы

- Давайте вернемся к делам первой команды и ее результатам. В играх Лиги Чемпионов, Кубка УЕФА «Зенит» играл с сильными соперниками, которые сами играют и, как говорится, другим позволяют играют. Сложно перестраиваться на матчи чемпионата России, где соперники против «Зенита» используют оборонительную тактику?

- Мой ответ прост: если хочешь становиться чемпионом, то эту справедливо вами замеченную проблему надо решать. Что мы, собственно говоря, и делаем, правда не всегда все зависит от старания футболистов. К примеру, мы смотрели по телевизору эпизод с голом и офсайдом Широкова. Я абсолютно уверен, что гол был забит чисто, а Роман находился на одной линии с защитниками, никакого положения «вне игры» не было! С другой стороны, нам нет смысла пенять на судейство, надо было реализовывать другие свои моменты и забивать столь необходимый гол, так должно быть в каждом матче, иначе нет смысла бороться за чемпионство. В любом виде спорта, не только в футболе, менее богатые команды стремятся составить конкуренцию. Такие коллективы берут свое в первую очередь за счет высокой организации и дисциплины игры, чтобы получить максимальную выгоду от матчей с лидерами. У них ведь нет другого пути! Нам же остается только преодолевать эти сложности и обыгрывать всех соперников. Потому российский чемпионат и набирает сейчас обороты и популярность, а такие проблемы испытывает каждый топ-клуб в любой точке мира, что вполне ожидаемо.

- Вы много говорите про высокий уровень чемпионата России по футболу. Можно найти хоть что-нибудь позитивного в том, что «Зенит» вылетел из Кубка УЕФА?

- Я думаю, что каждый клуб, который стремится к тому, чтобы стать топ-клубом, должен стремится играть в сильнейших турнирах. Нет ничего хорошего, в том, что мы вылетели из Кубка УЕФА, нет смысла искать хорошие, плохие моменты. Сильная команда должна искать все возможности, чтобы справляться с появляющимися проблемами. Возможно, посмотрев на то как сильные команды играют 2-3 матча в национальном чемпионате, еврокубках и еще в кубке своих стран, вы поймете как это здорово влияет на развитие коллектива. К примеру, в нынешнем розыгрыше Кубка УЕФА прошлогодний путь «Зенита» повторяет «Гамбург». Это огромная тренировка, большой этап на пути к становлению нового топ-клуба Европы. Если мы вылетели и не участвуем в этих соревнованиях – это однозначно шаг назад в нашем развитии. К счастью, в следующем розыгрыше ЛИГИ Европы мы примем участие, и это не может не радовать.

- ЦСКА потеряло своего лучшего форварда Вагнера Лава, Лаудрупа «попросили» из «Спартака». Учитывая эти изменения, какие команды станут для «Зенита» главными конкурентами за чемпионство?

- Не знаю, поживем-увидим. Как я уже говорил, любая команда за счет хорошей организации и «физики» может попробовать обыграть «Зенит», да и любой другой клуб. Также решения судей, офсайды (задумывается)… и прочие факторы могут влиять на результаты игр. Первый тайм домашней игры с «Амкаром» был великолепен, мы справлялись с плохим полем, при этом много комбинировали и атаковали, со стороны было видно, что половина поля пермяков была вся истоптана, а наша нет. Сразу по телевизионной картинке было ясно, кто ведет игру. Мы хотим соревноваться, играть и побеждать, всегда быть первыми. Но ведь в спорте нет никаких гарантий результата – нам надо выходить и каждый раз доказывать на футбольном поле, что мы сильнейшие в стране и в каждом конкретном матче. Этим мы сейчас и занимаемся.

Российская система селекции интересовала еще в 80-х

- Судейские ошибки, плохие поля, а также вылет из Кубка УЕФА изменили ли ваше мнение о «Зените» и российском футболе в целом?

- Нет, конечно. Я ехал в Россию с большим энтузиазмом. С российским футболом я имел дело в 70-80-х годах, когда работал с юношеской сборной Голландии. Меня всегда поражало, насколько коллективы, тогда еще Советского Союза, дисциплинированы и как мастерски умели контролировать мяч! Многие соперники проигрывали россиянам, потому что у них не было столь богатого как у вас выбора игроков. При этом, сравнивая сборную Голландии и вашу сборную, я обратил внимание на то, что у большинства игроков дни рождения были в последние месяцы года. Скорее всего, это было связано с размерами страны и устоявшейся системой селекции, что также меня всегда интересовало. Я прекрасно понимал, что из-за не совсем эффективной системы селекции у вашего футбола огромный потенциал. Также мне всегда нравилось насколько русские игроки усердно тренируются, не боятся конкуренции, всегда по-спортивному злы. Такое мнение у меня было, таким оно и осталось. В целом же, на мой взгляд, российский футбол ждет большое будущее, и я счастлив, что сейчас принимаю активное участие в его развитии!

- В таком случае, расскажите о том, как устроились в одном из самых «голландских» городов России – Санкт-Петербурге?

- Моя жизнь в Петербурге замечательна! (смеется) Сейчас живу в гостинице «Невский Палас», меня там все устраивает, никуда переезжать я не планирую. По крайней мере, в течение этого сезона.

- В ваши планы входит изучение русского языка?

- К сожалению, у меня просто нет времени, чтобы учить русский, тем более говорят, что он очень сложный для изучения. Я понимаю некоторые буквы, даже слова, когда что-то слышу, то тоже иногда понимаю, о чем идет речь. Но на полноценные уроки русского языка нет времени, я целиком и полностью посвящаю свою жизнь футболу!

- Может быть, даже знаете некоторые слова?

- Конечно, знаю! (смеется) Добрый день! (произносит практически без акцента)

Автор: 653038