Положительная усталость

Положительная усталость

Армейцы в среду провели изнурительный кубковый марафон. Значит, по всем предположениям, «Зенит» должен был иметь преимущество в свежести. Впрочем, специалисты утверждают, что на фоне

Армейцы в среду провели изнурительный кубковый марафон. Значит, по всем предположениям, «Зенит» должен был иметь преимущество в свежести. Впрочем, специалисты утверждают, что на фоне положительных эмоций процесс восстановления проходит гораздо быстрее. Любая теория подтверждается опытным путем. В числе многих вопросов матч ЦСКА — «Зенит» должен был ответить и на этот.

Свое поле

Кто свежее?

Довольно скоро выяснилось, что в скорости передвижения ЦСКА сопернику не уступает. И начали красно-синие в свойственном им стиле — с небольшой раскачки. К более активным действиям приступили примерно в середине тайма, когда стали задействовать в атаке все имеющиеся в распоряжении ресурсы. Разумеется, более яркими получались начинания слева, где Юрию Жиркову изо всех сил старался помогать Эркин Джанер. Надо сказать, турок постепенно осваивается в роли основного игрока. Во всяком случае выглядел он гораздо увереннее, чем раньше. Именно эта парочка создала по-настоящему удобный момент для Вагнера Лава. Удар бразильца приняла на себя нога защитника, а повторный удар соотечественника Даниэля Карвалью нашел руку кого-то из обороняющихся. Игроки ЦСКА вскинули руки, но свисток Станислава Сухины в данном случае промолчал. Между «игрой рукой» и «мяч нашел руку» в последнее время все менее и менее заметная грань...

Неистовый Карвалью

Гол все-таки вскоре состоялся и родились предпосылки к нему, ясное дело на левом фланге, где Жирков по традиции юркнул между двумя обороняющимися — Тимощуком и Анюковым — и от лицевой линии выложил мяч на ногу Маазу, дежурившему на линии вратарской. Ситуация практически точно повторила ту, в которой Юрий ассистировал Нециду в матче с «Динамо».

Армейское превосходство вырисовалось не только в счете. Трудно припомнить, когда в последний раз Анатолия Тимощука обыгрывали один в один столько раз за 90 минут. Опорник гостей никак не мог отобрать мяч у Карвалью, постоянно находившему повод и силы для неожиданной смены маршрута. Бразилец стал главным связующим звеном между линиями защиты и атаки и практически не допускал брака, разгоняя или поддерживая партнеров. Его противостояние с Тимощуком стало едва ли не самым знаковым в первом тайме, оно и определило стойкое ощущение того, что ЦСКА, а не «Зенит» действует первым номером, хотя в целом получалось наоборот, особенно после того, как ЦСКА повел в счете.

Нельзя не отметить колоссальный объем работы, проделанный Евгением Алдониным и Павлом Мамаевым. Оба успевали перекрывать центр, подстраховывая партнеров на флангах, а заодно создавали для Карвалью некую «воздушную подушку», благодаря чему Даниэль получал возможность отрываться в свободные зоны и получать там мячи.

Вопреки опасениям, бразилец оставался столь же активен и после перерыва, что позволяет сделать вывод: с физическими кондициями у него все нормально.

Развязка под занавес

Впрочем, по утверждению Зико, вся его команда находится в прекрасном функциональном состоянии.

— Мы дали игрокам один выходной после полуфинала, — рассказал армейский рулевой, — потом в пятницу провели легкую тренировку, в субботу еще одну, так что никаких проблем. Сейчас у нас впереди недельная подготовка, так что можем позволить команде отдохнуть в течение двух дней.

Солидарен с коллегой и Дик Адвокат. Голландец заявил, что абсолютно не зацикливался на том, что в среду ЦСКА пришлось играть 120 минут.

— С тех пор прошло четыре дня, — сказал Адвокат. — Обычно двух дней хватает, чтобы полностью восстановиться, так что я не рассчитывал на усталость соперника. Другое дело — что ЦСКА играл в менее энергозатратный футбол, чем мы.

И все же невооруженным глазом было видно, что некоторым армейцам не хватает свежести. В частности, Жирков тяжело возвращался назад после набегов к чужим владениям. Джанер стал терять концентрацию и упустил Семшова, едва не заработав пенальти. Зико пришлось его заменить на свежего Щенникова.

Но то было точечное усиление — рисунок ЦСКА выдержал от начала и до конца. Не внес в него помарок и ответный гол «Зенита». Хозяева продолжали гнуть свою линию. Когда питерцам казалось, что они могут поднажать и добыть три очка, сразу же следовал жесткий острый контрвыпад. Болельщики ЦСКА не раз требовали назначения пенальти — когда им показалось, что Мейра сфолил против Карвалью, когда тот же Мейра повалил на газон Вагнера. Свисток прозвучал в другой момент — за две минуты до окончания основного времени Сухина уже зафиксировал игру рукой со стороны Тимощука, а Вагнер привел в исполнение приговор.

Выездная модель

Противоборство пар

Сводить борьбу на поле к противоборству пар — несомненное упрощение, однако не обратить внимания на то, как оппонировали друг другу Маазу — Чжин, Жирков и Анюков, Карвалью и Тимощук, Вагнер и Губочан (Мейра), Игнашевич (Березуцкий) и Погребняк, тоже, наверное, нельзя.

Боролись все с переменным успехом. В ряде эпизодов питерские футболисты хозяевам поля уступали. Иногда эти эпизоды становились решающими, как, например, в ситуации с первым голом. То ли Анюков и Тимощук понадеялись друг на друга. То ли Жирков сыграл так, что высококлассные игроки ничего не смогли противопоставить приему армейского полузащитника. В сухом же остатке — ловкий проход между Анюковым и Тимощуком и точнейшая голевая передача на Маазу, за которым не поспел Чжин.

Если поначалу, например, Губочан и Мейра контролировали каждый шаг Вагнера так, что бразилец, даже отскакивая назад, не мог толком получить мяч, то потом одного из лучших форвардов российского чемпионата стали терять. В насыщенной игроками зоне его очень сложно удержать. Свободу Вагнеру, понятно, никто не давал и давать не собирался, но он сам, практически не останавливаясь, искал дырочки в обороне «Зенита» и находил их — с помощью, разумеется, партнеров. В концовке первого тайма только перекладина спасла ворота гостей после удара Вагнера, найденного передачей Карвалью.

Центральная зона

Тимощук, надо сказать, выйдя на матч не полностью поправившимся, допускал довольно много технического брака, опаздывал и фолил. Заметно было, что игрок не в своей тарелке. Когда рядом с ним в зоне опорного хавбека оказывались Денисов и — особенно — Зырянов, проблем практически не возникало. Эта группа становилась в эпизодах хорошим подспорьем центральным защитникам. Но постепенно и Зырянов, и Денисов стали больше внимания уделять атакующим действиям и в глубокую оборону возвращались от случая к случаю. На долю Тимощука выпала огромная нагрузка.

Показалось, что в первой половине первого тайма «Зенит» гораздо организованнее и быстрее, нежели в остальное время матча, переходил из стадии атаки в стадию обороны. Четко совершали маневры не только Зырянов и Денисов, но также Семшов и Ионов. Семшов моментально переключался на Джанера, создавая ему помехи и мешал поддерживать армейскую атаку. Ионов то же самое делал с Шемберасом. Потом с соблюдением игровой дисциплины стало похуже. Ладно бы при этом зенитовская полузащита в центральной зоне превосходила армейскую, но ничего подобного не было. Даже в ситуациях, когда «Зениту» удавалось проводить контратаки. Соперникам почти во всех случаях удавалось «гасить» скорости гостей. В большинстве, впрочем, случаев за счет их собственных технических ошибок.

Позиционные атаки

Чаще всего «Зенит» проводил атаки на таких скоростях, которые позволяли футболистам ЦСКА вернуться назад, выстроиться так, как надо, и ловить момент для того, чтобы вернуть себе мяч. Перспективы в таких атаках не виделось. Счет, между тем, «Зенит» сравнял, как раз проводя одну из таких неспешных атак. После перепасовок, в которых ничего опасного для ворот ЦСКА не было, Зырянов забросил мяч за спины армейских защитников, Ионов, находившийся спиной к Акинфееву, головой сбросил мяч Семшову, который и забил ответный гол. Был Ионов в момент передачи ему мяча в положении «вне игры» или не был — иной вопрос.

Еще одна проблема зенитовской атаки (помимо невысоких скоростей) заключалась в том, что слишком часто игроки пытались пробиться к воротам за счет индивидуальных ходов. В первую очередь это относится к Ионову. Отсутствие должного коллективного взаимодействия погубило несколько атак «Зенита», которым не доставало острой концовки.

Погребняк отметился несколькими неплохими короткими передачами, привычной в его исполнении борьбой за каждый мяч, но совсем незаметен он был в ситуациях, когда требовалось создавать угрозы воротам ЦСКА. Кроме того, в позиционных атаках «Зенит» очень редко использовал фланги, без активности на которых сегодня очень сложно рассчитывать на успех.


Кстати

Армейцы в 27-м матче с «Зенитом» в чемпионатах России добились 12-й победы. Таким образом, ЦСКА упрочил свое лидерство во встречах с сине-бело-голубыми: 45 набранных очков против 27.

Кроме того, впервые в истории чемпионатов игра в Москве красно-синих с «Зенитом» заканчивается со счетом 2:1 в пользу хозяев. Ранее в столице питерцы проигрывали либо всухую (трижды 0:1 и дважды 0:2), либо крупно (1:4).