Дмитрий Давыдов: «Хочу еще поиграть»

Дмитрий Давыдов: «Хочу еще поиграть»

Фактически вся карьера Давыдова-младшего проходит в родном городе. Девять лет он верой и правдой служил «Зениту», в котором дебютировал аж в 1994 году и выходил в высшую лигу в 95-м.

Фактически вся карьера Давыдова-младшего проходит в родном городе. Девять лет он верой и правдой служил «Зениту», в котором дебютировал аж в 1994 году и выходил в высшую лигу в 95-м. Также Дмитрий имеет опыт выступления в «Зените-2» и уже второй сезон защищает цвета петербургского «Динамо». Краткосрочные командировки в Липецк и во Владивосток стали исключением из правила – Давыдов наверняка остался бы в «Зените», если бы семь лет назад ему дали хотя бы один шанс проявить себя. Увы – футбольная судьба порой жестока и несправедлива. А ведь летом 2000 года он был одним из ключевых футболистов команды Юрия Андреевича Морозова, который тогда начинал создавать эскизы столь любимого петербуржцами «бронзового» коллектива. Что произошло потом, мы сейчас и узнаем у самого бывшего капитана «Зенита». Если кто забыл – напомним: обладателя Кубка России, финалиста Кубка Интертото, победителя первенства первого дивизиона 2005 года.

Автор: Алексей Андрианов

Обидно, что в Петербурге нет команды первого дивизиона

- Дмитрий, поймал себя на мысли, что последние годы не видел ни одного вашего публичного выступления. Признайтесь, вы сознательно ушли в тень?

- Честно говоря, не люблю давать интервью. А еще, как только начинаю говорить, сразу прекращаю играть. Эта закономерность прослеживается еще с зенитовских времен: как только с кем-то поговорю, тут же проведу плохо одну игру, другую. Словом, по ходу сезона с прессой стараюсь не общаться.

- Почему же вы сейчас согласились на разговор?

- Даже не знаю! (Смеется.) Наверно, больше уже не верю в приметы.

- Возраст, опыт, другое восприятие жизни?

- Ну да, скорее всего (улыбается).

- И все-таки жаль, что так долго о вас ничего не было слышно. И это при том, что после Владивостока вы вот уже третий год играете в родном городе. Как сложился для вас второй этап петербургской карьеры?

- Поначалу было тяжело – я ведь покинул «Луч» досрочно, из-за травмы прекратив выступления во Владивостоке. Потом восстанавливался, а в 2007 году мой агент Павел Андреев предложил поиграть за «Зенит-2», параллельно начав поиски вариантов дальнейшего трудоустройства. Но мне, честно говоря, рисковать здоровьем больше не хотелось. Вы же понимаете, что если ехать куда-то в первую лигу, то по ходу сезона надо переносить очень тяжелые нагрузки. А из-за травмы, грыжи шейного отдела позвоночника, я мог элементарно их не выдержать. Вот тут-то и последовало приглашение от «Динамо». Я честно предупредил, что существует вероятность рецидива, из-за чего я в любой момент могу закончить карьеру. К счастью, пока здоровье играть позволяет. Тем более и Эдуард Васильевич Малофеев внимательно относится к моей ситуации.

- Вам 34 года. Но даже сейчас многие болельщики и специалисты отмечают, что вы – один из лучших футболистов «Динамо». Стало быть, еще есть силы играть?

- Да, конечно. Тем более, на основании опыта выступления на высшем уровне, я отчетливо понимаю, что могу еще несколько лет показывать достойный футбол.

- Немного поговорим о вашем нынешнем клубе. Скажите, чем нынешнее «Динамо» отличается от прошлогоднего?

- На мой взгляд, появилась слаженность на поле. Плюс, конечно, стал лучше подбор футболистов. В прошлом сезоне в «Динамо» тоже были неплохие игроки, но нам вечно что-то мешало играть, как любит говорить Эдуард Васильевич, «в едином порыве». Сейчас же все получается – ребята работают с огромным желанием, благодаря чему мы и добиваемся хорошего результата. Конечно, хотелось бы решить и поставленную перед нами задачу. Мне лично очень обидно, что в Петербурге нет клуба, выступающего в первом дивизионе.

- Будут ли для вас принципиальными матчи с дочерней командой «Зенита», «Сменой-Зенит»?

- Нет. Честно говоря, я не делю матчи на принципиальные и не очень. Просто потому, что привык в любой встрече показывать максимум своих возможностей. Да, какое-то волнение может присутствовать, но не более того.

В «Зените» на меня не рассчитывали

- Давайте вернемся в прошлое. Хорошо помню, как в 2006 году, приехав в Санкт-Петербург в составе «Луча» на матч с «Зенитом», категорически отказались говорить о своей бывшей команде. Неужели обида на клуб до сих пор не утихла? Или позитивные воспоминания все-таки присутствуют?

- Конечно, сейчас больше позитива – просто потому, что я много лет провел в родном городе, в родной команде. Что же касается негативных моментов, то, конечно, они в первую очередь связаны с фактом расставания с «Зенитом», когда после травмы меня фактически «попросили» уйти.

- Было это в 2002 году.

- Да. После окончания того сезона в команду пришел Властимил Петржела. Ему, как говорят, Юрий Андреевич Морозов дал некий список из футболистов. Одних якобы рекомендовал оставить в команде, а других – освободить. Еще раз подчеркну, что не знаю, насколько это является правдой. Мне лишь было сказано, что на меня больше не рассчитывают. Да и в прессе кто-то обмолвился, что мне «светит» только первая лига. Жаль, конечно, что расстались на такой ноте. Я считаю, что Петржела мог хотя бы посмотреть, что я из себя представляю. Но случилось то, что случилось…

- А ведь вам тогда было всего 27 лет!

- Да.

- В сезоне 2002 года вы провели всего две игры, причем обе – против «Торпедо-ЗиЛ». И, насколько я помню, в тех матчах не совершили ни одной ошибки!

- Ну да. На вторую игру с автозаводцами меня поставил Борис Завельевич Рапопорт, который только возглавил команду. Он сказал, что я сыграл хорошо, но… В первый же выходной после матча со мной случилось несчастье – я по собственной глупости пропорол себе ногу в районе колена и до конца года вновь был вынужден лечиться.

- Что было потом?

- В премьер-лигу трудоустроиться не удалось, хотя ездил на просмотр в «Торпедо» и в «Черноморец». Однако в итоге оказался у отца в Липецке, о чем, кстати, совершенно не жалею. Со стороны тренера ко мне было полное доверие, в результате чего я получал удовольствие от игры и показывал все, на что способен. В «Металлурге» я провел два года, после чего уехал играть во Владивосток.

- Если говорить о зенитовском этапе вашей карьеры, то, на мой взгляд, необходимо отметить следующее: травма, полученная вами перед поединком Кубка Интертото с венгерской «Татабаньей», фактически разделила вашу карьеру на «до» и «после». То есть до июля 2000 года мы видели одного Давыдова, а после того рокового эпизода все пришлось начинать заново. Вы согласны с такой оценкой?

- Да, я считаю именно так.

- Помните свой диагноз?

- Разрыв задней крестообразной связки. Поначалу на восстановление отводили шесть-восемь месяцев. Но практически пришлось пропустить год. Может, и из-за того, что никто не верил, что я вновь смогу играть на высоком уровне.

- Бронза 2001 года в итоге оказалась завоевана без вашего участия.

- Да. Все время ушло на восстановление.

Финал Кубка смотрел на стадионе

- Тем не менее в вашей зенитовской биографии есть место и светлым воспоминаниям. В первую очередь речь идет о победе в Кубке России, десятилетие которой 26 мая отмечали петербургские болельщики. Правда, в финальном поединке вам сыграть не довелось – и вновь из-за травмы. Хорошо помню, как после финального свистка вас посадил на плечи Андрей Кондрашов и вместе с вами совершил круг почета вокруг поля в Лужниках! Обидно было пропустить решающий матч?

- Конечно. Тогда у меня был оскольчатый перелом ноги. За три дня до кубкового финала во встрече с «Торпедо» на «Петровском» соперник в подкате попал мне шипами в свод стопы. В результате откололся осколок, и ногу пришлось загипсовать.

- У руководства «Зенита» не было сомнений, брать ли вас, передвигающегося на костылях, в Москву?

- На финал Кубка взяли не только меня, а всех футболистов, которые не попали в заявку на матч. Так что клуб поступил должным образом – это же КОЛЛЕКТИВ!

- А все предыдущие кубковые встречи вы провели от звонка до звонка, не так ли?

- Насколько я помню, да.

- Что больше всего вспоминается сейчас, спустя десять лет?

- Как мы чуть не уступили «Соколу» в Саратове. Незадолго до конца встречи проигрывали два мяча, однако сумели уйти от поражения и вырвали победу в серии пенальти. Гол Бабия вообще помню в мельчайших подробностях. Саша решился на дальний удар по воротам Юры Окрошидзе. Произошел отскок, и мяч оказался в сетке. Не знаю, ошибка это или нет, но фортуна оказалась на нашей стороне.

- Где смотрели финал?

- На стадионе, на противоположной стороне от тренерских скамеек.

- Игра с «Динамо» сложилась для «Зенита» очень не просто.

- Да. Мы проигрывали после первого тайма 0:1. Признаться, было ощущение, что у нас уже ничего не получится. Но ребята проявили характер и выиграли встречу. Конечно, в памяти остались поздравления в раздевалке. Да и вообще запомнилось все, что было связано с нашей победой, от финального свистка и до поздравлений на Дворцовой площади. Хорошо помню, как вернулся домой после игры. Тогда ведь решили, что команда отправится на календарную игру в Нижний Новгород прямо из Москвы, без заезда домой. Болельщики же думали, что команда приедет в Санкт-Петербург, хотели поздравить ее на вокзале, а приехал я один (улыбается). И вот прохожу через плотные ряды поклонников «Зенита» и принимаю поздравления за всю команду! Иду на костылях, а меня все поздравляют, благодарят! Было очень приятно. Ну и, разумеется, врезался в память проезд по Невскому проспекту. Столько болельщиков пришло нас приветствовать! Знаете, мне иногда кажется, что на фоне последних успехов «Зенита» выигрыш Кубка 99-го года как-то отошел на второй план. А зря, ведь это была очень важная победа для нашего города!

- С кем-то из той команды сейчас поддерживаете отношения?

- Да, конечно. С Андреем Кондрашовым, Денисом Угаровым, Борей Горовым, Игорем Зазулиным, Сашей Куртияном, Александром Горшковым, Константином Лепехиным, Геннадием Поповичем, Сергеем Осиповым и с другими ребятами. Вообще общаюсь со многими, кто отдал «Зениту» частичку себя. И неважно, завоевывал он Кубок или был в команде в другой период времени. Мы всегда рады общению и поддерживаем теплые дружеские отношения. Просто потому, что у нас был дружный коллектив. Я вообще считаю, что фундамент успехам нынешнего «Зенита» был дан еще тогда, в девяностых годах.

- За «Зенит» в высшей лиге вы провели 121 матч, выступали на позиции левого защитника, либеро, стоппера. Вместе с командой прошли путь от первого дивизиона до еврокубков. А вот гол забили только один – в 1998 году, в ворота московского «Торпедо».

- Да, на выезде, в Лужниках – мы выиграли со счетом 3:1. Тогда еще Вася Кульков отдал мне голевую передачу. Хотя на самом деле за «Зенит» я забивал еще в 1994-м, когда играли по первой лиге. Всего же в моем послужном списке значатся три гола – один в высшей лиге и два в первой: за «Зенит» и за Липецк в 2004 году. Почему так мало забивал? Потому что для меня всегда первостепенной задачей было то, чтобы моя команда не пропускала мячи в свои ворота. До сих пор придерживаюсь этого мнения, хотя моменты для того, чтобы забивать, у меня были. И, думаю, еще будут.

Все идет по плану

- Вашему сыну Вадиму уже четыре с половиной года. Дети быстро растут!

- Ну да! (Улыбается.) Когда я дома, он не дает никакого покоя – уходит от мамы и буквально висит на мне до тех пор, пока спать не ляжет!

- Сын продолжает спортивную династию Давыдовых!

- Да. Я, правда, сначала хотел девочку – наверно потому, что большую часть жизни провожу в мужском коллективе. Думал, с дочкой мне будет попроще и интереснее. Но, знаете, ничего подобного! С Вадиком чувствую себя абсолютно счастливым!

- Родился сын еще тогда, когда вы играли за «Луч», не так ли?

- Да. Вадик появился на свет при мне, когда я был в отпуске. Но первые два года, пока играл во Владивостоке, должного участия в воспитании сына принять не смог. Только в редкие однодневные набеги мог видеть, как он растет. Сейчас вот наверстываю упущенное (улыбается).

- Планы на будущее строите? Или пока есть силы, будете играть?

- Честно говоря, для начала хочется успешно завершить этот сезон. А там уже посмотрим. Конечно, хотелось бы еще поиграть. В той же второй лиге до сих пор выступает Дмитрий Вязьмикин и другие опытные футболисты. А ведь это поколение еще постарше! Да что за примерами далеко ходить – тот же Саша Горшков выступал на высшем уровне в 38 лет! Так что нет пределу совершенству! Главное, чтобы были силы, желание и здоровье.

- Ну и в заключение скажите, все ли на данном жизненном этапе складывается так, как бы вам хотелось?

- Пожалуй, да. Как говорится, все идет по плану, жить можно (улыбается). Ну а когда закончится контракт, тогда и посмотрим, что будет дальше.

Автор: 653038