Столичные штучки

Столичные штучки

Может, кому-то такой футбол и не по вкусу, но разве центральный матч тура обязательно должен быть ярким и результативным? «Зенит» и «Москва», представители двух крайне ревниво

Может, кому-то такой футбол и не по вкусу, но разве центральный матч тура обязательно должен быть ярким и результативным? «Зенит» и «Москва», представители двух крайне ревниво относящихся друг к другу столиц, соткали очень плотное и вполне качественное игровое полотно. Это был серьезный футбол.

Свое поле

Австрийский след

Перерыв, которого так жаждали футболисты «Зенита», закончился, и запас возможных ссылок на неприятные сопутствующие обстоятельства вроде бы иссяк. Команда хорошо поработала в Австрии, на приличном уровне провела два спарринга с сильными соперниками («Андерлехтом» и «Аустрией») и вернулась в Петербург проветрившейся и забывшей о невзгодах первой трети чемпионата. Во всяком случае, так говорили перед игрой с нежданным лидером премьер-лиги «Москвой» некоторые футболисты «Зенита».

В то же время «горожане» свой последний матч на австрийском сборе провели довольно странно: раздраженно, грубо, причем настолько, что местные судьи после очередного «заряда» Эктора Бракамонте (тот пнул рефери) даже отказались продолжать матч с оломоуцкой «Сигмой», и встречу пришлось заканчивать старому знакомому вашего корреспондента — начальнику «Сигмы» Адаму Кошаржу. «Говоришь, «Москва» в первую очередь сильна командной игрой? — переспросил меня президент клуба Яромир Гайда спустя день после той игры. — Нам как раз так не показалось. Некоторые из этих ребят хулиганили вместо того, чтобы играть, и я понимаю австрийскую бригаду судей».

Оставим, впрочем, психологические проблемы «Москвы» самой «Москве».

Хотеть и мочь

Перед «Зенитом» расстилался ясный горизонт с одной лишь тучкой неопределенного цвета. Камил Чонтофальски вернулся с просмотра в роттердамском «Фейеноорде» с неясными перспективами, зная лишь одно: при полном отсутствии игровой практики в течение последних трех лет (виноваты в этом, как обычно, все и никто одновременно) он должен был сменить в воскресенье в воротах Вячеслава Малафеева, получившего в Австрии травму. Пожалуй, даже дублеру проще дебютировать на высшем уровне, чем опытному голкиперу напомнить другим о былом величии.

Более легкие задачи встали перед Хусти и Ким Дон Чжином: они получили шанс заявить о себе. Наиболее любопытным вариантом представляется выход в «основе» венгра. Все-таки кореец лишь подменяет Ширла, которого в конце сбора беспокоили боли в спине, тогда как Хусти приехал в Питер вовсе не для того, чтобы дополнить набор запасных. Не зря же Лотар Маттеус в свое время вытащил талантливого хавбека из заштатного «Шопрона» в сборную Венгрии. Что касается Ширла, то для него решение Адвоката не в его пользу наверняка стало сюрпризом: как специально, именно на этой неделе в Питер приехали родители его девушки, чтобы посмотреть не просто футбол, а именно футбол с участием Радека.

Месяц назад ваш корреспондент поинтересовался у Дика Адвоката, как все-таки он собирается решать проблему ухода Тимощука и перейдет ли в связи с этим «Зенит» на игру в два опорных хавбека? «Не хотелось бы играть в два опорных, — ответил голландец, — но не исключено, что придется прибегнуть и к этому варианту». Жизнь в итоге заставила: уже в Австрии питерцы отрабатывали вариант с Широковым и Денисовым. В результате в первом тайме игры с «Москвой» мы увидели «Зенит», медленно разворачивающий атаки, осторожный в защите и очень уж для себя неторопливый. Тимощук в команде — это роскошь. И ты можешь позволить себе бросать большие силы в атаку, зная, что украинец вездесущ. Теперь «Зениту» предстоит привыкать к иным реалиям, другой геометрии.

С возвращением, Камил!

Что касается атакующей линии, то Хусти важностью момента, кажется, не проникся, сбившись на мелкий суетливый подыгрыш: сыгранностью с партнерами и не пахло. А потому после перерыва на его месте появился не слишком изобретательный, но зато напористый Ионов.

В первые пятнадцать минут второго тайма «Зенит» решил исход игры в свою пользу. Гости вдруг «запожарили» в защите, и центральный защитник Крижанац, задержавшийся в зоне атаки, точно пробил в дальний угол. Стоит отметить, что оба зенитовских стоппера — Крижанац и Мейра — провели матч очень уверенно, тем более что в середине первого тайма травму получил Бракамонте, а молодого Маренича, любимца Миодрага Божовича, опытная парочка съела без остатка.

Учитывая то, что на острие парень остался один, «Москве» оставалось создавать моменты лишь по воле божьей. И силы небесные «шутканули», позволив форварду Погребняку снести в штрафной защитника Григалаву. Но тут уже пробил час Чонтофальски, успевшего выставить ногу и отбить удар Самедова, который почему-то взялся пробить пенальти. Если учесть, что и в целом по ходу матч словак действовал уверенно, словно у него вовсе нет нервов, отметим огромный, без сомнений, вклад Камила в итоговую победу «Зенита».

Выездная модель

Выбора нет

«Москва» ушла на летние каникулы на мажорнейшей из нот: победный матч против ЦСКА (2:0) стал одним из самых ярких событий первой трети чемпионата. У Миодрага Божовича не было ровно никакого повода вносить изменения в состав, уложивший армейцев на обе лопатки, благо что и привходящие обстоятельства на его выбор почти не повлияли. Почти — потому что 14 июня на лавке сидел лучший бомбардир команды Якубко (который был в итоге задействован), а вчера его там не было. Вот, по сути дела, и вся разница.

В какой футбол будет играть «Москва», угадать всегда несложно. Если бы в турнирной таблице учитывался такой показатель, как игровая дисциплина, «горожане», без сомнений, возглавляли бы гонку с приличным отрывом. Именно этот козырь (в разных, конечно, интерпретациях) раз за разом разыгрывает тренерский штаб команды, не сделав исключения и для «Зенита». Однако ход матча вскрыл еще одну грань реальности, в которой работает Божович: фактическое отсутствие выбора.

Тот состав, который стал для «Москвы» привычным и успешным, не имеет, в сущности, альтернативы. И так уж вышло, что мы получили наглядную возможность в этом убедиться. На одном простом примере.

Без Браки

Лидер «Москвы» травмировался на 30-й минуте, потянув заднюю поверхность бедра в совершенно безобидной, бесконтактной ситуации — в момент приземления на газон после верховой борьбы с Чонтофальски. Вынужденная замена (на поле появился молодой Маренич) помогла на практике понять, насколько велик вклад Бракамонте в игру своего клуба и насколько, в свою очередь, рисунок этой самой игры зависит от действий аргентинца.

Понятно, во-первых, что гости сразу получили «минус один» в атаке, потому что давление, которое умеет организовать Бракамонте по всему фронту атаки, является основным колюще-режущим оружием «Москвы». Во-вторых, у «Зенита» появилась относительная свобода при выходе из обороны, поскольку мало кто умеет так, как Бракамонте, навязать сопернику борьбу на его половине поля. В-третьих, хозяева поля овладели явным преимуществом в борьбе за верховые мячи, причем и у своих ворот, и у чужих, ибо именно Бракамонте является одним из «дежурных по воздуху» (вместе с Епуряну и Тарасовым).

Если травма заставит аргентинца взять игровую паузу, «Москва», вероятнее всего, сядет на голодный паек. Ведь и второй форвард силового плана, Якубко, находится в лазарете, а запасных тактических вариантов у Миодрага Божовича, мягко говоря, немного: кадровые проблемы «горожан» читаются с закрытыми глазами.

Пассивный актив

Поражение от «Зенита» гости, как ни парадоксально это звучит, могут записать себе в теоретический актив. Очков, конечно, такое восприятие момента команде не добавит, однако не все в футболе измеряется очками, особенно когда впереди длинная турнирная дистанция. По крайней мере с точки зрения содержания игры «Москва» не уступила ни соперникам, ни себе самой прежней — образца, скажем, все того же матча против ЦСКА.

У Божовича по-прежнему очень цельная, великолепно обученная (как минимум тактически) команда, умеющая не только выискивать слабые звенья в игре соперника, но и организовывать их. «Зенит», правда, явных слабостей не показал, но каждой малейшей неточностью в действиях хозяев москвичи пользовались сполна. Даже если не брать в расчет незабитый пенальти (справедливость которого, признаться, вызывает сомнения — Погребняк свалил, конечно, Григалаву, но не только без агрессии, а даже постаравшись погасить силу инерции и избежать контакта), исход матча висел буквально на волоске.

Сложись парочка локальных сценариев чуть иначе, качнись чаша фарта вправо-влево — и Чонтофальски не праздновал бы «сухое» возвращение в состав. Запомнился, например, хлесткий, как плеть, выстрел Чеснаускиса, который приняла на себя штанга (81-я минута). Или не доигранный Тарасовым эпизод, когда он «забыл» кивнуть в направлении открытых ворот, чтобы подправить мяч в сетку (60-я).

Вряд ли, на мой взгляд, футбольный Питер возразит против классического резюме: это был матч равных соперников. Победителей не судят, но ведь и они судить, как правило, не склонны.