Враг номер один

Враг номер один

На одном из последних домашних матчей СКА — с «Барысом» — символическое вбрасывание было доверено директору баскетбольного «Спартака» Василию Нагорному. Каково же

На одном из последних домашних матчей СКА — с «Барысом» — символическое вбрасывание было доверено директору баскетбольного «Спартака» Василию Нагорному. Каково же было мое удивление, когда из фанатского сектора в адрес, казалось бы, ни в чем неповинной команды, да еще с берегов Невы, послышались нелестные выкрики. Именно поэтому накануне матча между СКА и «Спартаком» мы постаралась выяснить, кто же все-таки армейцам враг, а кто друг. Один из «авторитетных» болельщиков СКА, пожелавший остаться неизвестным, растолковал причины недобрых отношений двух клубов.

— И как давно началась «дружба» питерских армейцев с московским «Спартаком»?
— Точной даты вам никто не назовет. Наверное, ненависть к «спартачам» у нас на генетическом уровне. Открытой, яркой фазе противостояния лет десять. Мы «кони», они «мясо» — этим все сказано. Ярость просыпается только при одном взгляде на красно-белый шарфик.

— Как говорится, такую неприязнь испытываю, что кушать не могу?
— (Смеется.) Что-то вроде того. Они для нас враги номер один. Мы же для «мясных» далеко не главные противники. На первом месте у них ЦСКА и «Динамо». Наше противостояние со «Спартаком» во многом подхлестнул тот факт, что несколько сезонов подряд мы играем с этой командой в плей-офф. Тут уже не абстрактные цвета ненавидишь, а живой интерес появляется.

— Футбольные фанаты подраться любят, а хоккейные?
— И у нас без этого не обходится. Помнится, в прошлом сезоне 30 сентября в фойе дворца спорта неплохой «махач» был: двадцать наших против двадцати пяти «спартачей». А вот несколько лет назад, когда в «Юбилейном» файеры зажгли и стульями кидались, схлестнулись именно футбольные болельщики «Зенита» и «Спартака». Наши фанаты тут ни при чем. Хотя в этот день нас тоже пытались провоцировать.

— Почему фанаты по-разному воспринимают переходы игроков из «Спартака» в СКА и обратно? Покровского мгновенно простили, Дроздецкого до сих пор ненавидят, а отношение к Рыбину вообще непонятное.
— Просто ребята покидали команды по-разному и потом вели себя тоже неодинаково. Для того же Валеры уход из СКА был вынужденным. У него не было выбора.

— Почему фанатская дружина питерских армейцев такая малочисленная?
— Не согласен с вами. Наоборот, она у нас одна их крупнейших.

— Мне кажется, с тем же «Авангардом» пока рано тягаться…
— Может, у них фанатов больше, но зато армейцы чаще на выезды ездят. Хотя это, конечно, больше географическими причинами обусловлено. Конечно, в городе на Неве футбол более раскручен. Но так было не всегда. Еще десяток лет назад зенитовских фанатов было примерно столько же, сколько наших. Помню, как ветераны фанатского движения были готовы плакать, когда удалось привезти на выезд «Зенита» около ста человек.

— Вы много лет болеете за СКА, наверное, знаете кучу историй? А есть связанные со спартаковскими фанатами?
— Помните лозунг: «От Курил и до Карпат фанат фанату друг и брат»? Так вот, было время, в 1980-е годы, когда он действительно работал. Неприязнь была, но серьезных фанатских войн практически не было. Мы со спартаковцами хоть и недолюбливали друг друга, но хотя бы общались.

— Одним словом, оттепель была…
— Именно. Так вот, помнится, поехали мы на вокзал провожать знакомого паренька, приезжавшего в Питер поболеть за «Спартак». Посадили его на поезд и пошли обратно. Вдруг видим, навстречу еще один идет в красно-белой розе и по сторонам озирается. Мы почему-то решили, что ему не уехать, и решили помочь «вписаться» в поезд. В то время это было реально. Говорим: «Чувак, чего тормозишь? Залезай в вагон!». И буквально закидываем в дверь, которая мгновенно за ним захлопывается. Только потом, повстречав на пути его девушку, мы узнали, что парень был из Казахстана… В общем, как в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром», он вместо Павлика в путь отправился…

— Правду говорят, что, когда в Питере существовал хоккейный «Спартак», его фанаты болели против земляков?
— Думаю, мы ненавидели питерский «Спартак» едва ли не сильнее московского.

— Почему?
— Само название команды раздражало, плюс интересы пересекались. В «Спартаке» «сгнило» немало армейской молодежи. К тому же они едва ли не открыто утверждали, что хотят скинуть с трона СКА. И в 2001 году им это почти удалось, когда армейцы проиграли около двадцати матчей к ряду.