Выбор Питера

Выбор Питера

В нынешнем году матч «Зенита» со «Спартаком», по сути, станет судьбоносным для хозяев поля. И выставит оценку всему сезону. Но турнирные расклады бывали разные, а

В нынешнем году матч «Зенита» со «Спартаком», по сути, станет судьбоносным для хозяев поля. И выставит оценку всему сезону.

Но турнирные расклады бывали разные, а противостояние двух этих команд всегда было принципиальным для болельщиков обоих клубов, а сами матчи — едва ли не главными играми года. Почему так сложилось?

У вас официоз, зато мы…

«Я вам не скажу за всю Москву», возможно, столичные фанаты просто ответили питерским взаимностью.

С родным городом картина видится мне следующей.

Спорт (а футбол — вид спорта № 1) вообще сублимация присущих человеку с древности наклонностей, так сказать, в мирное русло. Иногда, правда, относительно мирное.

Испанское классико — матчи «Реал» — «Барселона». Но ведь это отражение многолетних войн между королевским двором и мятежной, не желавшей покоряться провинцией Каталонией. Войны, к счастью, давно позади, футбол успешно заменяет их для болельщиков «Королевского клуба» и символа Каталонии.

Вернемся к нашим... чуть было не сказал «баранам». Никакой аналогии с гражданской не будет. Отношения между двумя российскими столицами напряженными были издревле, точнее со времен Петра Великого. Он, как известно, перенес столицу на берега Невы. В двадцатом веке стараниями Совнаркома и лично Владимира Ильича Москва обрела утраченный статус.

В Питере это не вызвало особого энтузиазма. Выражение «Москва — большая деревня» (вряд ли справедливое) еще в конце минувшего века в наших широтах можно было услышать довольно часто, да и сейчас нет-нет да услышишь.

Если «Северная столица» — термин сугубо географический, то определение «культурная столица» — уже с претензией. У вас официоз, зато мы!..

Футбол, как сказано выше, сублимация.

Но почему именно «Спартак», команда, вроде бы совсем не связанная с этим самым официозом?

Без микрофонов и усилителей

А тут, как мне кажется, все просто. ЦСКА, «Динамо», «Локомотив» — команды ведомственные. Давние разборки между Лаврентием Палычем и Василием Иосифовичем на футболе — не более чем их личные отношения, внутренние разборки на тогдашнем олимпе. «Покойное» «Торпедо» — заводская команда, спортивный цех ЗИЛа. «Локомотив» тоже можно отнести к ведомственным, да и болельщиков-то у него в «допалычевские» времена было кот начихал, а разбираемый вопрос имеет давние временные корни.

«Спартак», именно «Спартак» — символ Москвы! Не армии, не МВД, а именно Москвы, и в этом городе большинство жителей все же болеют за красно-белых. Болеют ярко, темпераментно и, следовательно, звучно болеют, на всю Россию, в Питере хорошо слышно. Без микрофонов и усилителей.

Но таковые нашлись.

Выскажу глубокое убеждение в том, что журналисты годами вредили имиджу «Спартака» за пределами столицы, вырабатывали не самое лучшее к нему отношение и изрядно в этом преуспели.

Пресса у нас десятилетиями преобладала центральная, то есть москов­ская. А в ней, естественным образом, работали москвичи. Спортивные журналисты — прежде всего болельщики. И им не всегда удается (даже при должном старании) сохранять объективность. В Москве, в том числе и среди моих коллег, преобладают болельщики «Спартака».

Сынки, мочите «Спартак»!

Апофеозом «вредоносной» их любви стал термин «народная команда». А таковая у нас действительно есть, и называется она «национальная сборная», как и в любой другой стране. Если бы на это звание реально мог претендовать какой-то клуб, то проведение чемпионата становилось бы бессмысленным по сути.

Выражение «народная команда», кстати, исчезнувшее в последнее время с газетных страниц (но память!), еще и оскорбительно. Я много поездил по стране и свидетельствую: В Ростове болеют не за «Спартак», в Самаре, Казани… далее везде — за свои команды. Так в этих городах, выходит, не народ проживает? А кто в таком случае, позволю себе спросить?

С раннего, дошкольного детства выяснил, за какую команду болеет мой родной город, и присоединился к землякам в крайне нежном возрасте. Кто-то хотел нам сказать, что народная команда — «Спартак»?! Ну и получили реактивно бумерангом отношение к этой команде.

Хорошо помню, как напутствовал зенитовцев поэт (народный поэт!) Михаил Дудин: «Сынки, мочите «Спартак»!». По тем временам — фронда. Примерно этой же тональности придерживался народный артист Кирилл Лавров.

Хорошо, что оно есть — это яркое футбольное противостояние двух именитых, ведущих российских клубов. Хорошо, что противостояние — только на футбольном поле. Главное, чтоб не выплеснулось за пределы и прекратилось с финальным свистком судьи.

Ведь на самом-то деле и футболисты обеих команд, и армады их преданных болельщиков — жители двух столиц одной великой страны.

А футбол — потрясающее зрелище и уникальный способ избавиться от излишков адреналина в течение 90 минут плюс нескольких добавленных.

Хотя перед матчем неплохо бы процитировать зенитовцам нашего поэта. Даже с переводом.