Вратарь «Зенита» Вячеслав Малафеев: «Совершенно неважно, кто за спиной»

Вратарь «Зенита» Вячеслав Малафеев: «Совершенно неважно, кто за спиной»

Меняются в «Зените» тренеры, менялись и руководители. И только Вячеслав Малафеев практически бессменный часовой у ворот. Все как обычно. Новый год, новый сезон и первый сбор. И так уж

Меняются в «Зените» тренеры, менялись и руководители. И только Вячеслав Малафеев практически бессменный часовой у ворот. Все как обычно. Новый год, новый сезон и первый сбор. И так уж много лет…

Хорошо, что в голом виде бегать не надо

— Вячеслав, как вам перелет из жаркого Дубая в заснеженный Питер?
— Ощутим, конечно, перепад температур. Хорошо еще, что заснеженный, но не такой морозный, как был недавно. Но тем не менее сказывается резкий перепад. Хорошо еще, что в эти три дня тренировочного процесса нет в Питере и в голом виде по морозу бегать не надо (смеется).

— Соскучились по семье, по детям и провели время с ними?
— Безусловно, все три дня в основном с ними возился. Да и их было от меня не оторвать.

— Вряд ли вас это огорчало.
— Рад до безумия! Даже когда что-то нужно было сделать, старался брать их с собой.

— Как вам первые дни работы с Лучано Спаллетти?
— Ко всему нужно привыкать. Новый тренер — это всегда адаптация к новому тренировочному процессу. Нужно втянуться в него, привыкнуть. Конечно, Спаллетти привнес определенные новше­ства в работу, на то он и тренер высокой квалификации. Специалисты подобного масштаба «под копирку» не работают. Но уже к концу сбора ребята привыкли и к его нагрузкам, и к его требованиям. Хотя сомнений нет: что-то новое мы в ближайшем будущем еще увидим. Мы к этому готовы. Должны принять это и пропустить через себя. Спаллетти предложил нам не только новые физические нагрузки, но и тактические занятия, теоретиче­ские. Все это он тщательно объясняет. Это важно, и это облегчает нам понимание. Все, что выполняется нами по заданию Спаллетти, воспринимается как осознанная, понятная необходимость.

— Но нагрузки все же возросли? Дик Адвокат ведь тоже не давал послаблений.
— Нагрузки, повторю, бывают разного свойства. Пожалуй, в целом они возросли. Вратари немного по-особому работают на сборах, мне в этом смысле тяжелее судить, но полевые игроки говорят, что все же возросли довольно существенно. Но никто не жалуется.

— Лучано Спаллетти индивидуально общается с футболистами? В сравнении с Адвокатом психологически с ним проще работать или тяжелее?
— Мне бы не хотелось сравнивать двух этих тренеров европейского класса. Скажу лишь, что работать со Спаллетти очень интересно и достаточно легко. Он объясняет каждое свое задание. Он индивидуально общается с каждым футболистом вне зависимости от того, кто перед ним: игрок основного состава или поехавший на сбор с «Зенитом» впервые в жизни молодой игрок. Он подходит к каждому. Вообще никакого разделения на опытных и молодых у нас не было.

Играют не имена и не титулы...

— Как вам кажется, комфортно было молодым ребятам на сборе? Вы опытнейший зенитовец, многое повидали на своем веку. Вот в Дубае были победители Кубка УЕФА, футболисты с именем и «честолюбивые дублеры», а попросту — совсем еще мальчишки.
— В футбол играют не имена и не титулы. Играют люди. На сборе все равны. Вы, надеюсь, не на дедовщину намекаете? В «Зените» такое невозможно в принципе.

— Нет, я об уважении к старшим…
— Все равны и в быту, и уж тем более на тренировках — и на поле, в двусторонних матчах, в контрольных встречах. Каждому нужно доказывать. Нет никаких приоритетов. Тренерский штаб ставил одинаковые задачи. Молодые игроки прекрасно чувствовали, что им предоставлен шанс, и старались показать себя. Долг опытных футболистов им помочь. Помочь раскрыться. Все было очень профессионально.

— Выходит, идет острая борьба за место в основном составе «Зенита»? И никаких поблажек заслуженным людям?
— Конечно, острейшая! 34 футболиста на первом сборе — это серьезно. И тренеры, повторю, находили время индивидуально пообщаться и позаниматься с каждым.

— И только Вячеслав Малафеев особняком на этом фоне. Складывается впечатление, что у вас-то конкурентов нет.
— Ощущение конкуренции — это внутреннее психологическое ощущение. И у меня оно есть. Совершенно неважно, кто за спиной. Я не помню ни одного года в «Зените», чтобы у меня не было конкурентов. А если возникнет ощущение незаменимости, все пойдет плохо. Снизишь к себе требовательность, нагрузки — это будет сразу замечено тренерами, и меры последуют незамедлительно, вплоть до замены. Для любого тренера выполнение его установок на тренировках первично. У Спаллетти, в частности, нет предвзятого отношения ни к одному футболисту, и никому он не гарантировал заранее места в составе. Так что мне предстоит немало потрудиться.

В тему

Малафеев — десятый год № 1

За время выступлений в «Зените», а для Вячеслава Малафеева сезон-2010 будет уже 12-м в составе сине-бело-голубых, он последние десять был основным вратарем, номером один (хотя играл в свитере с числом 16 на спине). В 1999-м он был дублером Романа Березовского, в следующем сезоне конкурировал уже на равных и с Березовским, и с Дмитрием Бородиным, имевшим опыт выступлений в первой лиге за питерский «Локомотив». В 2001-м Малафеев стал безоговорочно «первым номером». Единственный раз его позиции пошатнулись в сезоне-2005, когда он отыграл меньше матчей, чем Камил Чонтофальски.