Не всякая марина яхтсмену по карману

Не всякая марина яхтсмену по карману

В знойное лето, так неожиданно «обрадовавшее» петербуржцев, особенно привлекательной кажется мысль отправиться на морскую прогулку под белоснежным парусом. Но удовольствие это не

В знойное лето, так неожиданно «обрадовавшее» петербуржцев, особенно привлекательной кажется мысль отправиться на морскую прогулку под белоснежным парусом. Но удовольствие это не относится к разряду дешевых, и далеко не каждому по карману даже просто арендовать яхту. Тем более, что на приобретении плавательного средства траты яхтсмена не заканчиваются. Поставить свой «корабль» на стоянку обходится в разы дороже, чем в случае с автомобилем. Причем размер для яхтсмена имеет существенное значение.

Согласно официальным данным петербургской инспекции по маломерным судам, в городе зарегистрировано 26 баз, предназначенных для стоянки плавательных средств. Сами же яхтсмены называют не больше десятка яхт-клубов, на марины (яхтенные стоянки) которых стоит обратить внимание. Стоимость стоянки зависит от нескольких факторов: периода, времени года и инфраструктуры, которую готово предложить сообщество. Но самым главным и основным критерием является размер судна — чем длиннее яхта, тем выше цена. Совладелец парусной яхты «Четыре ветра» Сергей Леонтьев считает, что чаще всего ценник зависит от степени жадности владельцев яхт-клубов. Порою уровень неуемности их аппетитов зашкаливает настолько, что цифры в прейскуранте не поддаются никакой логике.

По словам Леонтьева, для того, чтобы выбрать идеальное место своему кораблику, яхтсмен должен учитывать несколько параметров: удобство подхода, защищенность от ветра и волны, удобство бонов (оградительные сооружения), наличие на них электроэнергии и воды, наличие и качество охраны, а также инфраструктура клуба (доступность администрации, наличие связи, специализированного магазина). Собственно, из наличия и отсутствия вышеперечисленных признаков и складывается цена. Также, помимо метража, в некоторых клубах стоимость зависит от вида лодки — парусная или моторная. Например, в яхт-клубе «Крестовский» для всех парусников установлен единый тариф — 5 тысяч в месяц. Как пояснили «Фонтанке» в организации, это связано с поддержкой парусного спорта. Для владельцев моторных яхт поблажек в клубе нет: 8 тысяч в месяц придется выложить, если длина судна меньше 15 метров, пятнадцать тысяч рублей ежемесячно — это цена для корабликов до 25 метров, а вот гиганты, желающие потягаться с лайнерами, обойдутся своим хозяевам в 30 тысяч рублей. В стоимость, кстати, входит круглосуточная охрана, вода и электричество, Интернет WiFi, душ и туалет.

Расположенный на Петровском острове яхт-клуб «Центральный» предлагает своим гостям, помимо перечисленного, снабжение пресной водой и вывоз бытового мусора. Расценки там зависят еще и от конкретного причала и времени пребывания. Стандартные места обойдутся для моторных лодок от 650 (менее 12 метров) до 850 рублей (более 12 метров) в месяц за 1 метр длины, для парусников — от 500 до 600 рублей. Стоянка на бетонных причалах вынимает из кошельков яхтсменов от 20 тысяч до 190 тысяч рублей в месяц. Если же капитану нужно пришвартоваться на пару дней, то придется заплатить от двух до пяти тысяч рублей в сутки. Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб профсоюзов установил более демократичные расценки. Как заявили «Фонтанке» в клубе, самая дорогая стоянка (на специально оборудованном причале) стоит у них 11 тысяч рублей в месяц за место, при этом тут размер судна не имеет значения. Цена за места попроще складывается из расчета пятьсот рублей за метр. Постоять же у профсоюзных причалов меньше месяца обойдется в 80 рублей с метра в сутки.

Крупнейший и старейший яхтенно-катерный клуб России «Балтиец» поставит любую лодку на своей марине за 1000 рублей/метр в месяц. Среди своих преимуществ сообщество называет шесть пунктов охраны, закрытый периметр, видеонаблюдение, ночное освещение, бесплатную парковку для автомобилей и близость к городу. Яхт-клуб "Терийоки", называющий свою марину первым яхтенным портом, построенным на открытой воде «с нуля» за последние 10 лет в России, готов предоставить стояночное место для небольшого (до 6 метров) суденышка за весьма символическую цену — 79 тысяч рублей за полгода. Чем больше яхта, тем выше плата за сезон, самый высокий тариф предусмотрен для сезонной стоянки судна длиною от 18 до 24 метров — 415,5 тысяч рублей.

По словам Александра Земелько, яхтсмена с многолетним стажем, ошибочно думать, что заграничные марины дешевле российских. Средняя такса по миру — 150 евро в сутки. Элитные порты, разумеется, значительно дороже, например, пришвартоваться в бухте Port Hercule (Монако), входящей в десятку лучших марин мира, обойдется в тысячу двести евро за сутки. Но есть и вполне бюджетные варианты. По личному опыту Земелько, в Испании есть порты и за 52 евро/сутки, а суточная стоянка в Финляндии, Швеции или Дании будет стоить не больше 20 евро в сутки. Если, конечно, не выпендриваться и не «бросать якорь» прямо у андерсоновской Русалочки — такие «понты» будут стоить в разы дороже. Главная проблема петербургских марин, по мнению Земелько, заключается не в стоимости, а в том перечне сопутствующих услуг, которые они предоставляют. Яхтенная жизнь в Северной столице, хоть и существует со времен Петра I, до сих пор не может похвастаться сервисом, соответствующим мировым стандартам.

В зарубежных маринах для яхтсмена в стоимость стояночного места входит (за редким исключением) гораздо больший перечень услуг: не просто душ и туалет, а, к примеру, сауна, стиральная машина, сушильный аппарат. На стойке у администратора всегда можно найти погодную сводку и информацию о ближайших достопримечательностях. Туристу не придется на каждом шагу объясняться полицией, все ли в порядке с визами (широко распространенная практика в России). Как пояснил Земелько, там человеку просто доверяют и, в принципе, в воздухе витает уважение к личности. Широко распространены за границей подробные справочники с информацией о портах и яхт-клубах. «Желтые страницы» лежат повсеместно и в свободном доступе — их даже можно забрать с собой. В государстве российском нет единой базы данных о местонахождении яхтенных стоянок.

Существуют трудности с заправочными станциями. Если в иностранных водах водные заправки располагаются через каждые 10-20 километров, то в России повезет, если встретишь топливо раз в 50, а то и 100 километров. Брать же с собою в плавание по 400 литров «питательной» жидкости для мотора довольно накладно — слишком большой перегруз. Такое положение дел не делает отечественные воды привлекательными для иностранных яхтсменов. Редкий любитель экстрима рискнет отправиться в путешествие по внутренним водам России — ведь здесь он сталкивается с многочисленными бюрократическими препонами. Для начала нужно получить специальное разрешение на вход, потом пройти квалификацию, а после ожидают бесчисленные ведомства со своими правилами и требованиями.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»