11 козырей Спаллетти

11 козырей Спаллетти

Первый круг чемпионата России принес не только единоличное лидерство «Зенита». Под руководством итальянского наставника команда повторила рекорд по набранным очкам за первую половину

Первый круг чемпионата России принес не только единоличное лидерство «Зенита». Под руководством итальянского наставника команда повторила рекорд по набранным очкам за первую половину чемпионата, который одиноко ждал посягательств целых 15 лет. Одновременно выдала как длительную беспроигрышную, так и победную серии. В нескольких матчах с прямыми конкурентами за медали питерцы добились победы за явным преимуществом. При этом прилично забивали и почти не пропускали голов. Как Лучано Спаллетти так быстро удалось поставить игру и донести до игроков свои идеи?

Помог в этом разобраться эксперт «Спорта» Игорь Шалимов , много лет выступавший в Италии.

Итальянский практицизм

Тот футбол, который «Зенит» показывает с начала сезона, очень ярко выдает итальянский стиль. Спаллетти начал строить игру именно так, как это делают ведущие тренеры с Апеннин. Все держится на трех козырях: отличная физическая подготовка, строгая игра в обороне, четкое выполнение тренер­ской установки. Такой футбол позволял свести к минимуму моменты у своих ворот и в то же время в большинстве матчей как иметь территориальное преимущество, так и создавать остроту на чужой половине поля. Остальные претенденты на медали по разным причинам имели проблемы в созидании, но, в отличие от «Зенита» не могли похвастаться такой же, как у него, надежной обороной, а потому теряли очки. В том числе и в матчах с гораздо более слабыми командами.

Питерский клуб первые матчи провел не очень ярко, но просматривался надежный фундамент. На который ближе к середине первого круга стала все чаще и чаще накладываться импровизация игроков передней линии, что позволило команде играть более результативно. В таких условиях быстро раскрылись новички — любому футболисту легче проявлять свои сильные качества в хорошо подготовленной команде.

Важность теории

Итальянские наставники очень много внимания уделяют теоретической подготовке. Уверен, и разбору игр соперника, и подробному объяснению задач Спаллетти уделяет повышенное внимание. Причем это касается не только командных действий, но и индивидуальных. Как игрок должен действовать при атаке в центре или с фланга, что делать при обороне — и на своей половине, и на чужой, кто за что отвечает при стандартных положениях, как двигаться без мяча, под какую ногу отдавать мяч — все это каждому игроку тренер с помощью макета и видео разъясняет до последней мелочи, и когда команда выходит на поле, все футболисты досконально знают свои задачи. Уверен, при необходимости Спаллетти останавливает тренировки и конкретно указывает на ошибки, все подробно объясняет. В итоге лично мне было с первого же матча «Зенита» в этом сезоне понятно, в какой футбол играет команда, что наставник требует от игроков.

Тактические нюансы

Сейчас от игроков требуется гораздо больше тактической выучки. Не случайно некоторым кажется, что, например, крайние защитники почти перестали участвовать в атакующих действиях. На самом деле это не так, просто и Анюков, и Губочан делают это только в тех случаях, когда необходимо команде и может принести максимальную пользу. В зависимости от расположения игроков соперника и действий партнеров. При этом такие подключения возможны в первую очередь тогда, когда они безопасны для своих ворот.

То же касается и действий атакующих игроков как на своей, так и на чужой половине поля. В этом плане показателен тот факт, что у «Зенита» нет ярко выраженного бомбардира, который забивал бы намного больше всех. По пять мячей провели Данни и Быстров, четыре гола на счету Кержакова, трижды отличился Широков, два мяча провел Лазович. Это немного по сравнению с лидером среди снайперов, но при этом «Зенит» наряду с ЦСКА является самой результативной командой чемпионата и вместе с «Рубином» меньше всех пропускает. Это как раз следствие взаимозаменяемости игроков.

По игре в обороне я бы помимо собст­венно результата отметил бы схожесть и в организации защитных действий у «Зенита» и «Рубина». То, как за по­следние годы Бердыев выстроил оборону, где во главу угла ставятся строгая дисциплина и взаимозаменяемость, очень похоже на лучшие итальянские команды. Там тоже в оборонительных построениях участвует вся команда, и они сильно не зависят от наличия отдельного игрока. Яркий пример — противостояние казанцев с «Барселоной», в котором каталонцы за два матча распечатали ворота «Рубина» лишь однажды. «Зенит» играет настолько же слаженно и надежно. При этом взаимопонимание между игроками улучшается, и со временем игра команды в обороне обещает стать еще более надежной.

О пользе внутренней мотивации

Сомневаюсь, что уверенные победы в первом круге и заметный отрыв даже от второго места может расслабить зенитовцев, снизить мотивацию игроков. Так как мотивация может быть самая разнообразная, она наверняка создается и внутри команды, в соперничестве между игроками. Например, игроки могут поставить задачу выиграть как можно больше матчей подряд, установить рекорд чемпионата по очкам, крупным победам, «сухим» матчам. Кто-то из игроков, возможно, хочет провести наибольшее количество матчей среди партнеров в сезоне. Это способствует большой самоотдаче футболистов на тренировках и играх. А потому позволяет надеяться, что команда пойдет дальше по дистанции, не сбавляя темпа.

Индивидуальная работа с игроками

Не секрет, что тренерский штаб итальянца практикует работу над индивидуальными качествами игроков. Почти после каждой тренировки футболисты совершенствуют техническое мастерство, наставники показывают, как правильно действовать в той или иной ситуации на поле. В итоге футболисты прогрессируют как в техническом, так и в тактическом плане. После чего в играх уже автоматически действуют во многих моментах, что только ускоряет командные действия и усложняет жизнь сопернику. Тот же Кержаков, несмотря на всего четыре забитых мяча, постоянно отвлекает внимание защиты своими перемещениями, врывается в свободные зоны, грамотно открывается на грани офсайда. Итогом стали несколько заработанных им пенальти, множество штрафных в опасной близости от ворот, так же как и голы парт­неров после его грамотных действий в ходе комбинаций.

Симутенков в роли переводчика

Немалую роль в успехах «Зенита» играет Игорь Симутенков, который выполняет обязанности не только одного из помощников Спаллетти, но и переводчика. Тот факт, что он сам играл в футбол на высоком уровне, значительно облегчает восприятие идей и требований Спаллетти футболистами. Игорь может очень быстро и в то же время предельно понятными для игроков терминами разъяснить, чего от них требует тренер. Причем это очень важно везде — и в тренировках, когда есть время подробно разъяснить задание, и в играх, где нужно быстро и четко донести до игроков команды тренера. Важно и то, что Симутенков знаком со сленговыми футбольными выражениями итальянских наставников, это еще больше облегчает задачу. Ведь когда пытается переводить речь тренера абсолютно нефутбольный человек, это выглядит зачастую нелепо и затрудняет контакт между тренером и командой.

Симутенков как проводник идей

Оправдывает приглашение Симутенкова и то, что он выступал именно в Италии и хорошо знает основные принципы, требования и особенности ее футбола. Он понимает ментальность итальянских тренеров, их требования, может легко донести это до игроков. Кроме того, зная наши реалии, такой человек сможет лучше понять, что именно можно из итальянского футбола успешно применять на российской почве. Когда Игорь наберется опыта, поработав помощником Спаллетти, он может вырасти в сильного тренера.

Кстати, об этом я говорил еще семь лет назад, и только сейчас начали обращать на это внимание. У иностранных наставников должны быть в помощниках те, кто поиграл именно в тех странах, откуда эти тренеры приехали. Скажем, если тренер из Германии, то помогать ему должен Кирьяков или Бородюк. Если из Голландии, то тот же Корнеев, как было в сборной при Хиддинке. В свое время «Спартак», приглашая Скалу, определил ему в ассистенты Талалаева. Это выглядело грамотным шагом — как сейчас выглядит приглашение в итальянский тренерский штаб «Зенита» Симутенкова. В противном случае европейские тренеры от нас уедут, но мы никакой пользы из этого не извлечем, ничему у них не научимся.

Совместимость

Считаю, что по своей футбольной ментальности итальянские тренеры нам подходят больше всего. По причине того, что именно главные козыри итальянского футбола могут по­зволить нашим командам добиваться высокого результата. Для этого надо в первую очередь отталкиваться от высокой физической подготовки, тактической выучки, строгого соблюдения дисциплины. Всего того, что является сильной стороной этих специалистов. Именно с пропаганды этих идей начал свою работу в «Зените» Спаллетти, подчеркнув козыри итальянской школы. Также нам, считаю, подходят немецкие, французские, голландские, чешские специалисты. А вот люди, которые много лет проработали в Испании, едва ли имеют шанс эффективно работать в России. Там все-таки в гораздо большей степени отталкиваются от индивидуальных качеств игроков, что на данный момент не подходит нашим футболистам. Скажем, я был изначально уверен, что Лаудрупу не удастся ничего добиться в «Спартаке». Он как раз в этом случае яркий пример, так как много лет играл на Пиренеях, тренерскую карьеру начал тоже там. Даже несмотря на то, что сборная Испании сейчас демонстрирует сбалансированный во всех отношениях футбол.

Также нам категорически не подходят бразильские и аргентинские наставники. Они используют в работе совершенно другие вещи. В том числе это связано с особенностями менталитета южноамериканцев, многое завязано на эмоциях. И когда их команды по какой-то причине не могут поймать кураж, игра развивается не по их сценарию и не в ударе лидер, как было с Месси в четверть­финале мундиаля, они едут домой. На примере того же Лаудрупа я прекрасно понимал, что у Зико в ЦСКА просто не может получиться ничего путного.

Глубина состава

Когда я выступал в Италии, одним из лидеров европейского футбола был «Милан». В составе этого клуба было не менее 14–15 футболистов высочайшего класса и еще несколько, возможно, менее опытных игроков, но тоже способных принести пользу. Таким образом, команда стабильно выступала во всех турнирах, в каждом из них борясь за победу.

«Зенит» и в начале сезона имел очень хороший состав, но последние приобретения позволяют ему без всяких оговорок и преувеличений располагать как минимум двумя одинаково достойными исполнителями на каждую позицию. Поэтому, думаю, питерцы, проводя ротацию, способны стабильно играть на длительной дистанции, не снижая качества футбола.

При этом не считаю, что такая ротация может вызвать большое недовольство у кого-то из игроков и тем самым испортить атмосферу в команде. Во-первых, в «Зените» практически нет игроков, которые бы совсем не имели игровой практики и чувствовали бы себя ненужными. Во-вторых, давая возможность передохнуть кому-то из лидеров, Спаллетти таким образом способствует тому, что эти люди выходят свежими после пропущенного матча и показывают более качественный футбол. А это однозначно на руку футболистам.

Что касается ситуации с Ширлом, который был ключевым игроком у Адвоката, но вообще не выходит у Спаллетти, допускаю, что итальянец смотрит на то, как быстро и качественно игроки осваивают его тактические идеи и требования, насколько качественно способны самостоятельно мыслить на поле и принимать перспективные решения. Не исключено, что чех в этом плане его меньше устраивает, чем остальные. Но не думаю, что тренер окончательно поставил крест на Ширле, в противном случае того бы в команде уже не было. Наверняка у Радека еще будет шанс себя проявить, и кто знает, может быть, он вернется в «основу».

Взаимозаменяемость

На протяжении всего первого круга было заметно, что «Зенит» не зависит в решающей степени от какого-то отдельного игрока. Ставка делалась на командную игру, и у команды в различных сочетаниях находились весомые козыри. Да, в какой-то степени любой клуб зависит от ведущих игроков, но в случае с «Зенитом» это выражается только лишь в том, что он, теряя игроков, просто меняет акценты в игре. Не вышел на поле Данни, значит, просто-напросто будет меньше индивидуальных действий в атаке, возможно, меньше скорости, но будет в большей степени сделана ставка на розыгрыш мяча в центре поля, использование свободных зон нападающими. Пропускает матч, скажем, Лазович, значит, будет меньше с его фланга проникающих передач в штрафную, может быть, команда потеряет немного мощи в атаке, зато проявит себя с помощью индивидуальных проходов Быстров. Отсутствует Быстров — значит, измотает оборону соперника скоростными рывками Розина, своими перемещениями в центр даст возможность партнерам атаковать с фланга. Без каждого из названных игроков «Зенит» провел по несколько игр и очков при этом практически не терял. Подчеркну: менялись только акценты в игре, козыри команды, но никак не результат.

Перспектива

Говоря о возможном развитии событий во второй половине чемпионата России, в первую очередь допускаю, что новички «Зенита» будут постепенно вписываться в команду, находить лучшее взаимопонимание с парт­нерами и тем самым делать команду сильнее. Ведь когда игра настолько организована и сбалансирована, как сейчас у невского клуба, то новичкам гораздо проще проявить себя с лучшей стороны, они имеют возможность, не отвлекаясь ни на что, показывать свои лучшие качества. Да, вполне возможно, «Зенит» будет в каких-то матчах терять очки, но провала в результатах не будет. Скажем, такого, чтобы он, например, в пяти матчах набрал четыре очка, просто не может быть. И учитывая, что пока еще ни одна команда не может похвастаться настолько же стабильной, организованной и цельной игрой, какая есть у «Зенита», допускаю скорее увеличение отрыва питерцев от соперников, нежели успешную погоню последних.