Александр Кержаков: «Мне сложно рассуждать на тему сборной»

Александр Кержаков: «Мне сложно рассуждать на тему сборной»

Интерес к форварду «Зенита» традиционно высок. Особенно сейчас, в преддверии старта отборочного цикла чемпионата Европы. Вызова на товарищеский матч с Болгарией он не получил. Но

Интерес к форварду «Зенита» традиционно высок. Особенно сейчас, в преддверии старта отборочного цикла чемпионата Европы. Вызова на товарищеский матч с Болгарией он не получил. Но наверняка остается в поле зрения Дика Адвоката. Как Кержаков оценивает свои перспективы в сборной России? Можно ли уже сейчас назвать «Зенит» чемпионом и поддерживает ли он отношения со своими бывшими партнерами по «Севилье» и «Динамо»? Ответы на эти вопросы Александр Кержаков дает в интервью «Спорту».

Бабушка Валя

— Выходные дни футболисты проводят по-разному. Вы вот после известия о переносе матча со «Спартаком» съездили в Тверскую область и лично поздравили с юбилеем свою бабушку, которой посвятили забитые «Рубину» голы. Эта история, признаться, растрогала. Вы настолько привязаны к бабушке?
— (Улыбается.) Мне кажется, это естественно. Бабушку зовут Валя, 30 июля ей исполнилось 80 лет. Живет в Твер­ской области, в городе Кувшинове.

— Она мама вашей...
— Мамы.

— Ваши родители сейчас тоже гостят у нее?
— Да. Вместе с моей дочкой. Так что я при первой возможности выбираюсь к семье.

— Бабушка вам очень близка?
— Да, конечно. С раннего детства родители отправляли нас в Тверскую область. Сначала меня, потом брата. Это потом, лет с одиннадцати, когда начал заниматься футболом и жить в Санкт-Петербурге, времени ездить осталось не так много. Но с Кувшиновым у меня связаны самые приятные детские воспоминания. Это районный центр. У нас деревянный дом на три семьи. Половина дома принадлежит бабушке. Городок состоит как бы из двух частей — новой и старой, где и живет бабушка.

— Она приезжает к вам в Санкт-Петербург?
— Нет. Ей тяжело в дороге.

— А Даша с удовольствием ездит в гости?
— Да, дочке там очень нравится! (Улыбается.)

Предсказал счет 1:0

— В последнее время вам часто задают каверзные вопросы. О том, почему мало забиваете; не переживаете ли за место в стартовом составе после прихода в «Зенит» Александра Бухарова; не стали ли причиной не вызова в сборную давние разногласия с Диком Адвокатом. О чем не спрашивать вас сейчас, Александр?
— Даже не знаю. В принципе, я на все готов отвечать.

— Хорошо. Тогда объясните, пожалуйста, причину невыразительной игры сборной России в матче с Болгарией.
— Наверно, с моей стороны не совсем корректно давать какую-то оценку. Хотя еще до начала игры я предсказал счет 1:0. Конечно, после первой пятиминутки в это сложно было поверить, но по прошествии десяти минут я окончательно убедился в точности своего прогноза. Конечно, для зенитовцев, выступающих в сборной, атмосфера оказалась непривычной. К сожалению, на товарищеский матч в Санкт-Петербурге пришло мало народа.

— Наверное, в этом и кроется причина столь бледной игры в первой половине встречи? Да и вообще для контрольных встреч характерны такие невысокие скорости, отсутствие борьбы и низкий эмоциональный градус, не так ли?
— Сложно сказать. В любой игре хочется выигрывать — будь она официальная или товарищеская. Мне кажется, если бы был полный стадион, ход игры был бы другим. А так нефутбольная атмосфера сказалась на характере встречи. Но сборная все равно добилась победы. И это главное.

— Как вы считаете, ваше отсутствие в сборной связано с дисквалификацией на матчи с Андоррой и Словакией?
— Я не знаю, с чем это связано. Не знаю… Мне сложно рассуждать на эту тему. Честно говоря, стараюсь об этом не думать. Не получил вызов — и не получил. Главное, что у нас в клубе дела складываются хорошо.

— Словом, вашей визитной карточкой остаются ваши голы?
— Скорее всего, да. Хотя забитые голы — визитная карточка любого нападающего (улыбается).

— Сборная России обязана выходить в финальную стадию чемпионата Европы. Или так нельзя ставить вопрос?
— Почему? Можно. Если брать в расчет средний возраст ребят, это будет едва ли не последний шанс выиграть что-то данной командой.

— То есть вы хотите сказать, что на чемпионате мира в Бразилии сыграют уже другие?— Прибавьте четыре года, и вы получите ответ на свой вопрос. Что касается чемпионата Европы — 2012, то мы подойдем к нему в оптимальном футбольном возрасте.

Нам нужно брать свои очки

— Поговорим о «Зените». Многие полагают, что судьба золотых медалей уже решена. Скажите, как в команде относятся к подобного рода разговорам?
— Никто не обращает на них внимания. Все живут от игры к игре и не заглядывают в будущее. И это, на мой взгляд, естественно. Если настраиваться только на предстоящий матч, отдавать именно этой игре все силы и эмоции, тогда и придет результат. Если же заглядывать вперед, вряд ли можно будет добиться чего-то серьезного. Повторюсь, ребята это хорошо понимают. Мы не первый день играем в футбол и знаем, чего от нас ждут в родном городе.

— На самом деле дистанция между «Зенитом» и ближайшим преследователем велика только на первый взгляд. Стоит вам оступиться два-три раза — и интрига возродится как птица Феникс. И, согласитесь, никто не даст гарантии, что «Зенит» не будет терять очки.
— Да, дистанция не такая длинная. Но лучше будет сказать по-другому: она не такая короткая (улыбается). Впереди еще четырнадцать игр, в которых все может случиться. Но, полагаю, при том подходе, который у нас был в первом круге, все должно закончиться хорошо.

— Можно сказать, что игра 19-го тура с «Локомотивом» станет определяющей для «Зенита»?
— Отчасти. Все-таки решающей станет концовка. Но сейчас сложилась такая ситуация, что мы провели на две игры меньше конкурентов, за исключением ЦСКА. Если идти в том же графике, мы вполне можем обеспечить себе задел задолго до окончания чемпионата. Нужно просто брать свои очки и показывать футбол, в который мы играли последнее время.

— Кстати, о ЦСКА. Как вам показалась команда Леонида Слуцкого по контрольному матчу, проведенному на прошлой неделе?
— Нужно понимать, что мы играли без сборников. Наверное, это был даже более товарищеский матч, чем Россия — Болгария (улыбается). Чем-то мне все это напоминало предсезонные сборы. В том поединке тренеры дали возможность проявить себя тем, кто имел мало игровой практики. Хотя, конечно, армейцы всегда являются серьезным соперником.

— Вы бы согласились, если бы итоговый счет 3:3 был занесен в официальную турнирную таблицу? Все-таки ничья в поединке с главным конкурентом сейчас была бы на руку «Зениту». А так неизвестно, чего ждать 10 ноября.
— Я бы согласился на счет первого тайма — 2:1!

— И вы бы тогда записали еще один результативный балл в споре бомбардиров!
— Ну да! (Смеется.)

Книгу еще напишу

— С вашего позволения, задам вам несколько житейских вопросов. Игровые футболки «Севильи» и «Динамо» у вас сохранились?
— Да, конечно.

— Не все раздарили?— Нет (улыбается). Моя личная форма лежит дома. А другие футболки — у отца.

— Испанских связей не теряете?
— Нет. Но, если честно, с каждым годом они слабеют.

— Тем не менее тому же Палопу можете позвонить?
— Да, конечно.

— «Спартак» купил аргентинского защитника Пареху. Не помните его по матчам «Севильи» против «Эспаньола»?
— Фамилия знакомая, но чего-то конкретного сказать не могу.

— Грустная тема. 28 августа исполняется три года со дня смерти вашего бывшего партнера по «Севилье» Антонио Пуэрте. Эту дату держите в голове?— Да, конечно...

— Ваш персональный сайт сейчас функ­ционирует?
— Нет. Буду ли возобновлять его работу, пока не решил.

— А в социальных сетях часто появляетесь?
— Появляюсь (улыбается).

— Как дела у вашего друга Антона Жукова, с которым вы вместе занимались футболом в интернате?
— Все в порядке. Он играет во втором дивизионе, в липецком «Металлурге». Недавно вот играли на Кубок со «Спартаком».

— И уступили в равной борьбе — 0:1.
— Ну да.

— В свое время вам сильно досталось за написание книги. С тех пор немало воды утекло. Вы стали более мудрым и зрелым человеком. Может быть, имеет смысл вновь взяться за перо и написать какое-нибудь футбольное пособие для мальчишек? Скажем, «Школа бомбардира».
— Можно, конечно. Правда, не думаю, что сейчас подходящий для этого момент. Но в свое время я обязательно это сделаю!

Всех тренеров вспоминаю с теплотой

— Через неделю «Зениту» предстоит провести ответный матч с французским «Осером». Сложно играть ответный поединок в гостях?
— Итоговый результат складывается по сумме двух встреч. А где он будет достигнут, дома или в гостях, наверно, никого не заинтересует. Болельщиков уж точно.

— Вы уже играли в групповом турнире Лиги чемпионов за «Севилью», дважды выходя на замену в матчах против «Арсенала». Не будете против вновь сразиться с командой Андрея Аршавина?
— Для начала нужно пройти «Осер». А так, конечно, возражать не стану. В группе готов играть с кем угодно. Только бы туда попасть!

— О Властимиле Петржеле часто вспоминаете?
— Да, бывает. Это, конечно, не ностальгия, но какие-то эпизоды всплывают в памяти. Вот, допустим, сейчас перешел в «Сибирь» Величе Шумуликоски, с которым мы играли в «Зените» при Петржеле, и я невольно вспомнил те времена.

— Добрым словом?
— Естественно! Я вообще всех тренеров, с которыми работал, вспоминаю с теплотой. Каждый специалист открыл для меня что-то новое. Отношения вне поля могут быть разными. Но в первую очередь я воспринимаю их с профессиональной точки зрения.

— В том числе и отношения с Диком Адвокатом?
— Да, разумеется. С любым тренером, с кем довелось мне работать.

Вместо эпилога

— Как вы переносите столь жаркую погоду, по-прежнему не отпускающую европейскую часть России?
— Мне нравится теплая погода, хотя и не могу припомнить, когда в последний раз в Петербурге стояла такая жара. Наверное, многие давно ждали такого лета. Что же, вот оно и пришло! (Улыбается.) А сейчас, в середине августа, на мой взгляд, погода вообще самая оптимальная.

— Хочется вам пожелать, чтобы лето продолжало вас радовать. И не только погодой, но и результатами на футбольном поле. В первую очередь — в Лиге чемпионов.
— Спасибо большое. Это действительно очень важно. Для всех нас.