Прокуратура признала "13-ю квартплату" незаконной

Прокуратура признала "13-ю квартплату" незаконной

Прокуратура признала незаконным перерассчет за потребленные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Анализ поступивших обращений граждан и публикаций в средствах массовой информации

Прокуратура признала незаконным перерассчет за потребленные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Анализ поступивших обращений граждан и публикаций в средствах массовой информации о предъявлении к оплате населению города управляющими компаниями перерасчета за потребленные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в квитанциях за ноябрь 2010 года показал, что через ГУП "ВЦКП" в ноябре 2010 года жителям более чем 7 тысяч многоквартирных домов в квитанциях на оплату коммунальных услуг за ноябрь 2010 года управляющими компаниями добавлена отдельной строкой сумма перерасчета за поставленную тепловую энергию и горячую воду в сумме равной оплате по тем же позициям в октябре 2010 года.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Управляющая организация обязана информировать в письменной форме изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов.

Согласно указанным нормам жилищного законодательства управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам. Тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения одновременно с тарифами.

Согласно положениям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривающие, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.

Анализ договоров, заключенных с управляющими компаниями показал, что практически всеми ресурсоснабжающими организациями нарушено требование п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам "условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации".

Пунктом 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, управляющие компании нарушили требования действующего законодательства о порядке расчета оплаты за коммунальные услуги и необоснованно направили жителям города так называемую "13 квитанцию" с требованием оплаты перерасчета за тепло и горячее водоснабжение.

В связи с этим, прокуратура Санкт-Петербурга направила в районные подразделения задания о проведении проверок об оценке законности договоров, заключенных между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями в части определения размера оплаты за поставленные коммунальные услуги.

Кроме того, прокуратура готовит иски в Арбитражный суд Санкт-Петербурга о признании данных пунктов договоров недействительными.

Жителям города, получившим квитанции о перерасчете за поставленную тепловую энергию и горячую воду отдельной строкой, следует обращаться в свои управляющие компании с требованием о перерасчете оплаты. В случае отказа управляющих компаний, необходимо обращаться в суд.