Почему на плиточных тротуарах появляются холмы и каньоны

Почему на плиточных тротуарах появляются холмы и каньоны

Снег и лед медленно стаивают с петербургских тротуаров, обнажая недобросовестность строителей. Даже там, где только в прошлом году положили новенькую плитку, уже образовались ямы и ухабы. «МК» в

Снег и лед медленно стаивают с петербургских тротуаров, обнажая недобросовестность строителей. Даже там, где только в прошлом году положили новенькую плитку, уже образовались ямы и ухабы. «МК» в Питере» попытался выяснить, почему столь популярный в последнее время материал не выдерживает и пары сезонов эксплуатации.

Невидимая экономия подрядчиков

Практически вся тротуарная плитка, которая используется для укладки на городских тротуарах (порядка 80 процентов), производится на петербургском заводе.

- Сама по себе она хорошего качества, долговечная, - говорит заместитель директора по текущему ремонту и содержанию дорог ГУДП «Центр» Дмитрий Малыгин. - Обычно, если подрядчики и покупают что-то другое, то по двум причинам: когда хотят сделать что-то действительно красивое и уникальное, но это редко бывает, либо когда ищут подешевле, а значит, там и качество будет хуже.

Из таких последних промахов – тротуар на улице Некрасова. Возле рынка плитка выщербилась за два года. Пришлось все переделывать. Но чаще причина ям и ухабов на свежих тротуарах – недобросовестность компаний-исполнителей дорожных работ.

- Все упирается в неправильную укладку нижних слоев. Именно они принимают на себя 90 процентов нагрузки, а не сама плитка, - объясняет Малыгин.

Уложить их неправильно есть масса способов. Например, заняться этим осенью, зимой или весной. В таких погодных условиях, когда холодно и сыро, практически невозможно качественно выполнить работы. Но что делать подрядчику, если контракт он заключил, а все приемлемые сроки уже пропустил.

- А если говорить о лете, когда, по идее, все должно быть нормально, то тут причиной некачественных работ становится, прежде всего, экономия на материалах - не тот песок, не та толщина слоев или недостаточное уплотнение основания, - рассказывает Дмитрий Малыгин.

Как результат, после дождей основание начинает размываться, потом еще и весенние перепады температур добавляют перекосов.

Бракованный – каждый второй новый тротуар

Гарантийные обязательства укладчиков плитки обычно длятся 3–5 лет. И чаще всего им приходится что-то переделывать.

- Как раз весной специалисты комитета по благоустройству администрации города устраивают объезд объектов. И, как правило, на половине адресов компаниям-подрядчикам приходится что-то исправлять, – отметил специалист дорожного предприятия. - Но это не значит, что все сделано плохо. Доля брака обычно около пяти процентов. То есть вся улица нормально выложена, но в паре мест образовались небольшие ямы.

Это показатели тех, кто работает с крупными городскими заказами. Фирмы, довольствующиеся небольшими подрядами, халтурят чаще. Обычно это связано с ремонтными работами, когда нужно переложить плитку после замены труб, прокладки кабелей. Но, как заметил Дмитрий Малыгин, такие ремонты обычно случаются в одних и тех же местах, и там бригады перекапывают тротуары регулярно.

- В этом отношении плитка гораздо выгоднее обычного асфальта. Если его нужно вскрыть, то потом он весь выкидывается и кладется новый. А плитку можно отложить в сторонку, а потом вернуть на место. В таком случае заменять обычно приходится не больше 20 процентов плиток, - говорит Малыгин.

И еще один враг красивых тротуаров – автомобили. Например, все пешеходные зоны в центральных районах города явно не были рассчитаны на такое интенсивное движение машин по ним. Возможно, это ошибка заказчика, возможно, проектировщика. Но в итоге по красивым тротуарам, пригодным для неспешных пеших прогулок, рассекают тяжелые грузовики – те, что подвозят товары в магазины или мусоровозы. Просто у них нет другого пути. Но от таких чрезмерных нагрузок буквально за два-три года тротуары разбиваются, изгибаются, а местами кирпичики плитки и вовсе выпадают.

Елена Михина,

profstroy.prom.ua