Анатолий Давыдов: В первую очередь Ионов должен помочь себе сам

Анатолий Давыдов: В первую очередь Ионов должен помочь себе сам

Ноябрь в Питере пока теплее обычного. Небо закрыто тучами, воздух пропитан водяной пылью, словом, нормальная погода для невских берегов. На Малой арене «Петровского» прошла первая


Ноябрь в Питере пока теплее обычного. Небо закрыто тучами, воздух пропитан водяной пылью, словом, нормальная погода для невских берегов. На Малой арене «Петровского» прошла первая после коротких осенних каникул тренировка молодежного состава «Зенита». После нее наставник резервистов Анатолий Давыдов нашел время для беседы с обозревателем «90 минут».


Назовите хоть одного парня, которого мы просмотрели?

- Анатолий Викторович, турнир молодежных команд 2011 года закончился. Футбольные руководители долго думали, как им быть, и уже по ходу сезона решили, то медали вручат после 30 туров, а затем разделят команды по восьмеркам в соответствии с местами, занятыми основными составами. Объявили об этом только в начале осени. Такая неопределенность сказалась на ходе турнира?
- Вряд ли. Было с самого начала ясно, что в третьем круге молодежные составы будут играть как-то по-другому. На ход борьбы это не повлияло. Наоборот, дублеры сильных клубов – «Локомотива», «Спартака», ЦСКА, «Динамо», «Рубина» сильно прибавили во втором круге заняли места в верхней части таблицы.
- «Зенит» после двух успешных сезонов – первое место в 2009-м, третье – в 2010-м – выступил скромно, замкнул десятку. Это неудача?
- После первого круга мы отставали от первого места всего на очко. Но во время летнего перерыва, на сборе в Финляндии у нас выбыло из-за травм сразу четыре человека. Мениски, разрывы связок, переломы… Все травмы получены в стыках, где-то ребята не рассчитали игровое расстояние, где-то слишком жестко сыграли. Кстати, за четыре последних года у нас не было ни одного повреждения из-за тренировочных нагрузок – ни одного растяжения мышц задней поверхности бедра и тому подобного. Все повреждения игровые. И потом, мы летом отпустили Сергея Петрова в «Крылья», Станислава Матяша в Астрахань. А это были наши ведущие футболисты. Сережа Петров цементировал весь центр поля. Я слежу за ним – он в полном порядке сейчас, и в «Крыльях», и в молодежной сборной.
- Анатолий Викторович, наверняка вы слышали критику в свой адрес, что от молодежной команды нет должной отдачи. Мол, в 2009-2010-м хоть и был результат – первое место, потом третье, но игроков для «основы» не подготовлено. А в 2011-м и результата нет. Что скажете?
- Что скажу… Давайте вспомним, когда последний раз в главной команде «Зенита» заиграли молодые питерские футболисты? Если не брать Алексея Ионова, то последний раз это произошло в 2003 году, когда завили о себе Быстров, Денисов, Власов. И все! Сколько лет прошло? А где молодые игроки? Значит, так работают питерские футбольные школы. Назовите мне хоть одного парня, которого мы упустили? Чтобы за него «Барселона» билась, а мы его просмотрели.
- Наверное, и уровень требований в «Зените» к игрокам вырос по сравнению с 2003 годом. Еще года три назад в шутку сказал, что он в свои 19 лет не попал бы в «основу» нынешней команды.
- Верно. Сегодня уровень подбора игроков – супер! И молодым ребятам тяжело конкурировать с Данни, Анюковым, Ломбертсом, Широковым. Хотя в других командах премьер-лиги питерские воспитанники играют. И Сережа Петров, и Антон Соснин хорошо себя проявили в Самаре. Правда, у Соснина этот год чуть похуже, но у молодых почти всегда второй сезон слабее. Канунников в начале чемпионата неплохо смотрелся в «Томи». Но потом эта команда «посыпалась». Но Максима вызывают в молодежную сборную. Надеюсь, он о себе заявит – он же может не только чистого форварда играть, но и на фланге. Главное, Канунников - думающий парень, обучаемый, он умеет думать на поле.
Если же посчитать, то, наверное, от нас ушли за последние два-три года человек семь-восемь в премьер-лигу, в первый дивизион. Кроме тех, кого назвал – Заболотный, Абдулфаттах, Дудиев, Гиголаев, Стариков. Кто-то в аренду, кто-то с правом выкупа в «Зенит». Повторюсь, футболистам, чтобы расти, надо играть на более высоком уровне, а конкуренция в «Зените» сейчас очень сильная, футболисты своих сборных сидят в запасе.

Моя задача – воспитывать у ребят характер

- Молодежный состав «Зенита», простите за каламбур, омолаживается. Вы зимой обновили команду, а сейчас у вас стало еще больше игроков 1993-го и 1994 годов рождения.
- В августе мы дозаявили Патреляка, Еронина, Евсеева, еще кого-то сейчас добавим. Регламент нам разрешает включать новых футболистов в молодежную команду без права выступать за основной состав.
- Вы их как отбираете – по рекомендациям Хенка Ван Стее, директора Академии «Зенита», сами просматриваете?
- И Хенк рекомендует, и сам смотрю, и с тренерами команд Академии общаюсь.
- Насколько сложно юным игрокам выйти на новый уровень? Ведь не секрет, что в чемпионате Петербурга футболисты Академии «Зенита», а ранее «Смены» играют в полную силу всего несколько матчей – с соперниками из СДЮШОР «Зенит», а в остальных не встречают сопротивления.
- Да, такая проблема есть. Но в последнее время ее стали решать. По инициативе Хенка команды Академии стали больше участвовать в солидных международных турнирах. У нас в Питере много способных футболистов, которые умеют делать эффектные финты, красиво работать с мячом. Но бороться все 90 минут, выкладываться полностью на поле они не привыкли. Моя задача как тренера научить их этому, развивать бойцовские качества. Ведь каким бы ни был талантливым, без характера, без умения играть «через не могу» большим футболистом не станешь.


Ребятам полезно даже тренироваться с мастерами

- У вас два месяца тренировался Себастьян Пюигренье, который не попал в заявку «Зенита». Как он себя вел?
- Пюигренье на тренировках старался, работал добросовестно. Я был им доволен. Думаю, ребятам полезно было поработать с таким опытным футболистом. В свое время ко мне Дик Адвокат отправлял Фернандо Риксена и тот тоже работал с полной ответственностью, как настоящий профессионал. Конечно, у Пюигренье было не самое хорошее настроение из-за того, что он несколько месяцев был без практики, но он понимал, что ему надо поддерживать форму.
- А где он сейчас?
- Вернулся во Францию. Мы полетели на последний матч в Краснодар с «Кубанью», а он к себе домой. Руководство будет подыскивать ему новый клуб (Пюигренье сейчас тренируется с командой «Монако», в которой провел на правах аренды два последних сезона – «90 минут») .
- Может, стоило ему все-таки дать поиграть за «молодежку»? Во многих клубах футболисты «основы» получают таким способом практику во время дисквалификаций, восстанавливаясь после травм. В «Зените» же этого нет. Когда-то Дмитрий Бородин несколько матчей провел, эпизодически выходили за резервистов Губочан, Ширл. Но в этом сезоне у вас исключительно молодежь играет. Почему?
- Да, против нас иногда выходят по три-четыре человека из основных составов, например, за ростовчан играли и Кириченко, и Блатняк ит другие опытные игроки. Почему у нас это не практикуется - наверное, этот вопрос лучше адресовать Лучано Спаллетти. Это его решение.
- Вообще, юным ребятам это было бы полезно?
- Я считаю – да. Очень полезно поиграть с опытными футболистами, почувствовать другой уровень мышления, работы с мячом. Полезно даже позаниматься на тренировках с «основой». Ведь некоторые парни думают, что многое умеют, полны амбиций, уверены, что их пора ставить в главную команду. А потренируются с настоящими мастерами – поймут, что надо еще работать и работать.
- Можно оптимистично сказать, что молодежный «Зенит» сделал шаг назад, чтобы сделать два вперед. Какую будет ставить задачу на новом этапе?
- Задача всегда одна – выигрывать в каждом матче. Когда говорят, что главная задача молодежного состава – воспитывать игроков для «основы», а результаты не так важны, то это неправильно. Как можно воспитать футболиста, не научив его бороться за победу? Поэтому, пусть мы и отстаем от лидеров, считаю, ничего не потеряно. Будем бороться, постараемся занять место как можно выше.


У реформы есть и плюсы, и минусы

- Будете продолжать омолаживать команду?
- Будем. Уже запланировали зимой сборы вместе со старшей командой Академии. Много посмотрим игроков 1994-го года рождения. Будут совместные тренировки, спарринги, ротация составов.
- Кто из игроков может уйти этой зимой?
- А у нас почти не осталось 20-летних - Андрей Зайцев, Сергей Костин, Слава Сушкин, Женя Башкиров. Все остальные моложе. И пока нет ясности, как молодежные команды будут играть в дальнейшем. Если во втором дивизионе, то кадровая политика может поменяться.
- Главный тренер молодежной сборной России Николай Писарев предложил нынешнюю систему первенства упразднить и возродить в сезоне 2012/2013 фарм-клубы – ЦСКА-2, «Зенит-2» и так далее, которые, как это было в 1990-е, выступали бы во втором дивизионе, но с правом выхода в первый. Ваше мнение об этом?
- Это не новая идея, ее уже обсуждали. Думаю, в этом проекте есть и плюсы, и минусы. Плюс, что молодые футболисты будут играть против взрослых мужиков и быстрее закалятся в борьбе. Минус - фарм-клубы попадут в разные условия. Допустим, «Зенит»-2, «Спартак»-2» и другие московские команды будут играть в зонах «Запад» и «Центр», где расстояния небольшие, можно на автобусе ездить. А, допустим, «Томь-2» будет выступать в сибирской зоне, где надо летать самолетами. А это солидные расходы для небогатого клуба. Помните, в девяностые дублеров во второй лиге выставляли только те клубы, кто мог себе это позволить.
- Наверное, еще один минус, что главная команда и фарм-клуб будут играть по разному расписанию. Тренерам «основы» будет сложнее следить за резервистами?
- Им вообще будет некогда этим заниматься. Добавлю, что многие ребята, которые уже что-то показывают, но в «основу» пока не попадают, вряд ли согласятся играть во второй лиге. Агенты им легко найдут варианты в первом дивизионе и даже премьер-лиге. Опытные игроки, в том числе легионеры, которые не попадают в «обойму» сейчас не против поиграть за «молодежку». А захотят ли они во второй дивизион, ездить куда-нибудь в Вышний Волочек, в Лиски? Не уверен.
- Проект реформы еще будут прорабатывать или его уже приняли?
- Надо бы провести совещание, все обсудить, взвесить, предусмотреть. Но руководство РФС, похоже, уже все решило. Наверное, новшества нужны, чтобы показать - новые руководители работают, не сидят без дела. Мое мнение: даже если молодежные составы включат во второй дивизион, все равно нужно соревнование команд более молодого возраста. Юношеских, до 18 лет, о чем в свое время говорил Гус Хиддинк. В системе каждого клуба должны быть и юношеская команда, и молодежная. И пусть парни до 21 года играют с мужиками, а мальчишки до 18 лет – между собой. Иначе где они будут играть – только в регионах? А какой уровень в регионах, например, у нас, на Северо-Западе с кем играть «Зениту»? Всех выносить с двузначным счетом и раз в год выступать на всероссийском финальном турнире? Этого недостаточно. Команды лучших школ должны регулярно играть друг с другом.


Арбитры на матчах молодежных команд устраивают шоу

- Не могу не спросить о нашумевших в последнее время скандалах. Ваше мнение об инциденте в Грозном, где на матче молодежных команд избили игрока «Краснодара» Спартака Гогниева?
- Безобразие, конечно. На наших матчах такого, к счастью, не было. Когда мы играем в этом регионе, предупреждаю ребят, что возможны провокации, грязная игра, оскорбления со стороны соперников, плевки... И надо вести себя спокойно. Хотя мне самому порой сложно сдержаться, когда судьи начитают устраивать шоу…
- Матчи молодежных команд судят местные арбитры. Они помогают хозяевам?
- Иногда они просто не умеют судить. Ладно, еще главные, но лайнсмены… Они могут не увидеть пятиметровый, даже десятиметровый офсайд. Ведут себя по-хамски, могут оскорбить тренеров. Выпускают игру из-под контроля, закрывают глаза на явную грубость, чреватую серьезными травмами. А ведь за молодежные команды выходят иногда футболисты, которые стоят больших денег – сломают такого, у клуба большие убытки.
- Каков вообще уровень организации молодежного первенства: Поля, стадионы?
- Во всех городах мы играли либо на травяных газонах хорошего качества либо на приличных искусственных. Если с полями нет проблем, то со стадионами сложнее. Вот мы играли в Азове матч с ростовчанами – наверное, видели репортаж по телевидению, какие там ужасные раздевалки и душевые.


Будет обидно, если Алексей не возьмется за ум

- Вы давно знаете Алексея Ионова. Что с ним происходит?
- Леше надо серьезно подумать о себе. Решить, хочет ли он дальше играть в футбол, или может, надо заняться чем-то другим.
- В ваше время футболисты ведь тоже позволяли себе нарушать режим?
- Мы могли посидеть как следует. Но если потом на тренировке кто-то из тех, кто был с нами за одним столом, начинал филонить…Тем более, в игре не мог включиться, сыграть, что называется, «на морально-волевых», то мы с ним говорили очень жестко. Могли и по-мужски объяснить, что так нельзя, мягко говоря, по шее надавать.
- Ионова, как в песне, «засосала опасная трясина»?
- Если Алексей хочет играть в футбол, то ему надо разобраться со своим окружением. Понять, кто ему настоящий друг и желает добра, а кто – нет. И с девушками тоже разобраться. Очень важно, какая женщина окажется рядом с тобой в жизни. Есть такие, что помогут остановиться в нужный момент, наставят на верный путь. А есть те, от которых ничего хорошего не жди.
- Вы разговаривали с ним?
- И с Лешей, и с его папой я говорил не один раз. Ионов – талантливый парень. И его потенциал еще полностью не раскрыт. Он может играть не только за счет скорости. Его можно многому научить и он будет играть тоньше, умнее. Очень будет обидно, если Алексей не возьмется за ум. Мы все должны ему помочь , но в первую очередь он должен помочь себе сам.

Михаил Григорьев "90 минут"