C Адмиралтейства требуют изгнать паноптикум

C Адмиралтейства требуют изгнать паноптикум

\ \ \ На башне главного здания Адмиралтейства живут четырехпалые мутанты и круглоголовые безухие собаки. Населяют его и личности, ведущие нездоровый образ жизни, - лица их одутловаты,

\ \ \

На башне главного здания Адмиралтейства живут четырехпалые мутанты и круглоголовые безухие собаки. Населяют его и личности, ведущие нездоровый образ жизни, - лица их одутловаты, а у одной дамы в античной одежде явно подбит глаз. Не действуют в Адмиралтействе и законы геометрии — вытянутый колчан для стрел при ближайшем рассмотрении превращается в плоскую прямоугольную коробочку. Все эти чудеса обнаружили реставраторы во время обследования скульптур, украшающих один из символов нашего города.

Радостное событие — реставрация фасадов главного здания Адмиралтейства — обернулось настоящим шоком. Перед началом работ реставраторы провели обследование скульптур, украшавших фасад здания. Увиденное настолько потрясло их, что они потребовали немедленно собрать консилиум специалистов и срочно решить вопрос, можно ли «это непотребство» водружать на одно из самых знаменитых зданий Петербурга. Узким кругом судьбу статуй обсудили в Музее истории Петербурга.

Как пояснил руководивший обследованием скульптур Владимир Сорин, специалист по реставрации металла ГК «Интарсия», за последние два-три десятилетия статуи изменились до полной неузнаваемости. «Характер лепки 27 из 28 скульптур вызывает шок и недоумение неумением скульптора справиться с классической формой, - заявил он. - Эти фигуры кажутся карикатурой на классическую скульптуру и издевательством над всей европейской традицией, основанной на классике».

По словам реставраторов, все изваяния «страдают от целлюлита» - они негладкие, в буграх и трещинах от молотков, которые не были сглажены. Из-за разрушения форм во время работы черты лиц — смазанные, асимметричные, с невероятными носами и губами, поскольку рабочие самостоятельно пытались исправить дело рук своих. Кисти рук похожи, по их словам, на связки сарделек, многие оказались четырехпалыми. Глазницы выглядят так, как они изображены на детских рисунках, а ноги — «чудовищной толщины», голени местами перебиты, а стопы также наделены четырьмя пальцами.

Атрибуты фигур — луки, колчаны, стрелы, зеркала, языки пламени, струи воды - опознаются, по словам экспертов, с огромным трудом. Кроме того, все фигуры парные, но вторая фигура каждой пары не идентична первой, а выглядит ее упрощенным и карикатурным вариантом. В довершение ко всему статуи выкрашены зеленой краской трех разных оттенков. «Мы пришли к выводу, что это разноцветье появилось не по причине атмосферного воздействия, а возникло из-за того, что красились они в разное время краской низкого качества», - заключают реставраторы.

«Этот комплект фигур не может быть отреставрирован — это ужасающий новодел, - заявил Владимир Сорин. - И он никак не может стоять на одном из главных зданий Петербурга. Это уже не памятник культуры, а памятник тому ужасающему бескультурью, которое начало захлестывать наш город!» Он полагает, что необходимо немедленно демонтировать населяющих Адмиралтейство монстров и выполнить новые скульптуры, в точности следуя историческим материалам.

Как поясняет эксперт, скульптуры Адмиралтейства переделывались за свою жизнь девять раз, причем каждый последующий был намного хуже предыдущего, поскольку у мастеров была все меньшая и меньшая квалификация, а контроль за ними все слабел и слабел. Автор последних, столь потрясших реставраторов, вариаций выполнил работу в 1986 - 1992 годах — как раз ко времени ее завершения в Петербурге перестал существовать Союз реставраторов, поэтому чистота исполнения практически никого не интересовала.

Но, как выяснилось во время "круглого стола", посвященного судьбе многострадальных скульптур, мало кого интересует чистота и историческая точность и сейчас. Специалист отдела прикладного искусства комитета по охране памятников Смольного (КГИОП) Татьяна Замятина заявила, что все изображения находятся на значительном удалении от наблюдателей и поэтому воспринимаются вполне нормально. «Когда их вернут на место на башне, снизу деталей видно не будет!» - заверила она. А идея восстанавливать памятники заново едва ли целесообразна, заявила представитель ведомства по охране культурного наследия — и потребуются очень большие затраты. И материалов осталось очень мало, поэтому исторической точности достигнуть все равно не удастся.

Довод «снизу не видно» потряс и реставраторов, и представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) не меньше, чем сами скульптуры. «Я считаю это совершенно безграмотным заявлением! - горячо заявил Сорин. - Речь идет о реставрации памятника XIX века, и по всем канонам надо воссоздавать не только то, что видно, но весь памятник в целом!»

Эксперт ВООПИК Людмила Семыкина была более сдержанна. «Хорошо, снизу не видно, но ведь сейчас очень мощная фотооптика — кто помешает туристу сфотографировать эти скульптуры с увеличением? - недоумевающе поинтересовалась она. - А если доступ в здание когда-нибудь откроют и посетители смогут увидеть их вблизи?»

Озадачили участников обсуждения и слова о том, что у КГИОП недостаточно иконографических материалов для воссоздания скульптур в их историческом виде. «Есть гравюры XIX века, есть фотографии начала XX века, - удивилась Семыкина. - Может быть, вначале надо их изучить?» Но представитель КГИОП эти доводы убедительными не сочла и обсуждение покинула.

Пока судьба скульптур остается нерешенной. «Последнее слово по этому вопросу принадлежит КГИОП, - пояснил «Фонтанке» Сорин. - И если они будут исходить из принципа «снизу не видно», то очевидно, что с этим ужасающим новоделом мы не расстанемся никогда». Семыкина была настроена менее критично. «Мы вынесем этот вопрос на ближайшее заседание, - пообещала она. - И видимо, создадим рабочую группу, в которую войдут специалисты по скульптуре, чтобы решить, как быть в этой ситуации». Кроме того, эксперты должны будут провести архивный поиск и собрать весь имеющийся по Адмиралтейству иконографический материал, а ВООПИК намерен опросить широкую общественность, возможна ли установка на главной башне Адмиралтейства существующих сегодня статуй.

Единственный вопрос, по которому все стороны пришли к согласию, — в Петербурге необходимо восстановить Союз реставраторов, это предложение будет в ближайшее время передано губернатору города и главе КГИОП. В объединение должны войти реставраторы разных направлений, которые будут оценивать состояние объекта до начала реставрационных работ, обсуждать выбранную специалистами методику, а потом проводить приемку памятника. «Такой союз всегда был в нашем городе, - пояснил Сорин. - Но его упразднили вместе с перестройкой и советской властью».

Справка


Скульптуры на парапете колоннады и башни Главного здания Адмиралтейства были запроектированы в 1812 году архитектором Адрианом Захаровым, модели для них лепили Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский и Феодосий Щедрин. Они же выполняли и надзор за производством работ.
Первые скульптуры были выполнены из пудостского известняка и через 30 лет начали разрушаться. К 1860 году их заменили копиями, выполненными из цинка.

Через 20 лет скульптурные изображения, выполненные из неправильно подобранного материала, пришли в полную негодность. Под руководством заводчика П. Моранда и купца С. Гоне их разобрали на части и по останкам изготовили копии из «битой меди» - листовой меди методом выколотки по формам.

Медные фигуры пришли в аварийное состояние в 1941 году. Вдобавок во время войны бомба попала в северный угол башни, поэтому три фигуры были полностью уничтожены, а семнадцать получили серьезные повреждения. Восстановление началось в конце войны — из цемента отлили 6 фигур (скульптор Я. А. Троупянский), и в 1945 году снова установили их на парапете башни. Остальные 22 медные фигуры чеканщик Е. Я. Титов исправил и заделал многочисленными заплатами в 1952 - 1953 годах. Все скульптуры были окрашены в серый цвет.

Следующий ремонт начался в 1986 году, и результаты его оказались, как считают эксперты, катастрофическими.

Следующий ремонт происходил в 1986-1992 году, скульуптуры выполнил Г.К.Бобков, из этого набора сохранилась "Урания", к которой у реставраторов нет никаких претензий. Авторство тех изображений, которые украшают Адмиралтейство сегодня, а также время их изготовления, не установлено.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

\

фото Владимира Сорина