КГИОП займется рекламой на земле и под землей

КГИОП займется рекламой на земле и под землей

Члены Совета по культурному наследию предложили вывести рынок наружной рекламы из-под контроля комитета по печати. Встретив понимание со стороны городской власти, они вдохновились и (с переменным

Члены Совета по культурному наследию предложили вывести рынок наружной рекламы из-под контроля комитета по печати. Встретив понимание со стороны городской власти, они вдохновились и (с переменным успехом) подвергли ревизии еще несколько начинаний прежнего губернатора. А в заключение попросили КГИОП призвать к порядку петербургский метрополитен — тоже на волне борьбы с наружной рекламой.

Заседание совета по культурному наследию поначалу не обещало ничего интересного. Начальник управления ландшафтной архитектуры КГА Лариса Канунникова рассказала о подготовленном регламенте оформления Невского проспекта. Этот документ, строго прописывающий, как должна быть оформлена центральная и самая значимая улица города, был принят еще 28 мая 2010 года, но результаты его действия можно будет в полной мере ощутить только в конце 2014 года. Журналисты, слышавшие этот рассказ уже не в первый раз, откровенно дремали.

«Когда регламент принимали, было понятно, что он вызовет недовольство у компаний, работающих на Невском проспекте, - пояснила Канунникова. - Поэтому на уровне Смольного было решено не нагнетать излишней напряженности — до окончания срока действия договора фирма может пользоваться уже существующей вывеской». Самый отдаленный по времени договор заканчивается в 2014 году. Срок скольки вывесок уже закончился, она не сказала, зато сообщила, что количество конструкций, установленных на тротуарах, сократилось на 70%.

Однако, как выяснилось, коварные члены Совета по культурному наследию тщательно подготовились к ответному удару. Они заблаговременно отправили в экспедицию Юлию Минутину, которая оценила оформление всех зданий Невского проспекта и выяснила — нарушены абсолютно все позиции разработанного КГА регламента. Компании, работающие на центральной улице города, используют консольные вывески, вывески на всю высоту фасадов, крышные установки. На строительных лесах, где разрешено изображать только фасады здания, все еще красуется предвыборная реклама «Единой России». «Колористику можно вообще не обсуждать, - отметила Минутина. - Если на одной половине здания ярко-красная вывеска, а на другой ярко-зеленая, то что тут скажешь?»

Но самое сильное впечатление на инспектора произвели крышные рекламы. «На площади Восстания на здании гостиницы «Октябрьская» есть надпись «Город-герой Ленинград», а вторую половину крыши занимает такая же по размеру вывеска «Банк «Санкт-Петербург». Мне кажется, что это — неуважение к городу и ущерб его имиджу», - отметила она. Члены Совета воодушевлено согласились с этой мыслью, поддержали их и представители КГА — создавалось впечатление, что последние лет шесть они, проходя по площади Восстания, не поднимали взгляд выше окон второго этажа. Канунникова поспешила сообщить, что КГА не имеет никакого отношения к наружной рекламе — эту область контролирует комитет по печати, до недавнего времени подконтрольный экс-вице-губернатору Алле Маниловой.

Это сообщение вызвало эффект разорвавшейся бомбы — впечатление, что члены Совета последние шесть лет находились где угодно, но только не в Петербурге, усилилось. «Это абсурд! - вскричал председатель петербургского отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александр Марголис. - Этим должен заниматься главный художник города, который у нас до недавнего времени был, но потом эту должность упразднили. Ее необходимо восстановить и отдать этому человеку право контролировать дизайн окружающей среды». Остальные участники дискуссии предложение бурно поддержали.

«Это неправильно, - продолжал Марголис. - Когда комитет по печати занимается наружной рекламой! Неправильно и то, что в Петербурге, в культурной столице, нет главного художника!» «И то​, что главный архитектор горда не является председателем КГА — тоже неправильно», - закончил он. Присутствовавший в зале главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев оставил эту фразу без комментариев. Председателя КГА Юлии Киселевой на заседании не было, поэтому ее точка зрения осталась неизвестной.

Предложение восстановить должность главного художника и передать ему контроль за наружной рекламой приняли единогласно. Пожелание поставить во главе КГА главного архитектора на голосование выносить не стали. «У нас нет на это полномочий, - пояснил ведущий заседание Совета Михаил Мильчик. - Хотя не могу сказать, что я с ним так уж не согласен». «Мы полностью согласны», - откликнулся зал, но обсуждение темы прекратил.

Проблема рекламы неожиданно возникла и при обсуждении другого вопроса — определения статуса станций метро первой линии. До сих пор шесть станций метро - «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово» - числились выявленными объектами культурного наследия. После историко-культурной экспертизы, проведенной по заказу города, их было решено рекомендовать внести в перечень памятников историко-культурного наследия регионального значения. Еще две станции первой линии - «Площадь Восстания» и «Балтийская» были признаны памятниками еще в 2008 году.

Выводы экспертов не вызвали никаких возражений, но неожиданно возникли вопросы. «Скажите, - обратился Алексей Ковалев к автору экспертизы Вячеславу Полетайкину. - Ведь ценными объявлены не только наземные павильоны станций, но и оформление подземных помещений?» И, получив утвердительный ответ, поинтересовался: «А как быть с утратами? Например, на Владимирской полы местами уже пришли в негодность, и их заменяют - современными материалами. Исчезают металлические буквы, которыми были выложены названия, пропадают плафоны и детали декора. Это все надо будет восстанавливать?»

Ответить Полетайкин не успел. К дискуссии подключился заведующий сектором исторической археологии Эрмитажа Олег Ионесян. «И, ради Бога, сделайте что-нибудь с информационной системой! Ведь это невозможно!» - заявил он. «Все мы видим в окно ту красно-сине-белую жуть, в которой мы находимся, - поддержал коллегу главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Александр Леонтьев. - Когда по «Площади Восстания», прямо по перронной стенке, тянется карминная полоса, а на ней белыми буквами название - это уже никак не может быть совместимо с историческим обликом! С этим что делать будем?»

«А реклама! - вспомнили в зале о наболевшем. - Ведь эти щиты висят везде, иногда даже закрывают название станции! А, если надо посмотреть схему, то приходится бегать по всему вагону — все места у дверей заняты рекламными объявлениями!» Тут же вспомнили, что вопросами наружной рекламы занимается комитет по печати и дружно повторили мнение по этому поводу. Но самый большой удар был впереди, и нанес его Леонтьев.

«А вот скажите, - поинтересовался он, - конкурс проектов был в 1947 году. Поэтому наши первые станции метро были украшены портретами людей, которые потом перестали упоминаться, и лозунгами, потерявшими актуальность. И какой период времени мы должны взять за исторический? Станции надо оставить в сегодняшнем состоянии или восстановить их так, как они были задуманы?»

На этот вопрос ответа не нашлось ни у кого. И Михаил Мильчик предложил на голосование резолюцию. «Мне кажется, что руководству метрополитена и руководству КГИОП было бы полезно встретиться и обсудить эти вопросы, - заявил он. - И, может быть, тогда рекламные и информационные носители в метро получится как-то упорядочить». Идею с облегчением поддержали.

Справка

Решение по строительству метрополитена в Ленинграде было принято в 1938 году. К практическим работам приступили уже в 1941 году, но с началом Великой Отечественной войны они были прекращены, а стройка – законсервирована. Проходка тоннелей возобновилась сразу после окончания войны. Тогда же было принято решение о строительстве восьми станций: «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Витебская» («Пушкинская»), «Владимирская», «Площадь Восстания». Конкурс архитектурных проектов проходил в несколько этапов. Самый первый, пробный конкурс состоялся в 1946 году внутри института «Ленпроект». В следующем, 1947 году, был объявлен более масштабный конкурс, результаты которого были подведены в 1948 году. Окончательно авторы семи из восьми станций определились к началу 1951 года; решение о строительстве зарезервированной «Владимирской» было принято только в середине года. Архитектурные проекты первой очереди Ленинградского метро представляли собой апофеоз сталинианы – как в наземном, так и в подземном вестибюле почти каждой станции планировалось разместить барельеф или панно с «вождем народов». Однако к моменту открытия почти все эти изображения пропали из проектов – сказалось начало оттепели и борьбы с излишествами в архитектуре. Исключение – барельеф со Сталиным на «Площади Восстания» (он сохранился до сих пор) и панно в торце подземного вестибюля «Нарвской» (оно было заделано фальш-стеной после 22 съезда КПСС в 1961 году). Нереализованным до конца остался и проект станции «Автово» - по замыслу авторов подземный вестибюль должен был быть выполнен из стекла и, при соответствующей подсветке, производить впечатление «хрустального дворца будущего». В итоге из стекла выполнили только первые шесть колонн — сейчас, из-за разгула вандализма. Они огорожены.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ourlife.ru