Дамба утонула в бюрократизме

Дамба утонула в бюрократизме

\ \ В Петербурге разгорелся очередной скандал, связанный с несовершенством регламента работы Комплекса защитных сооружений. Пока в городе и на заливе бушует шторм, представители МЧС,

\ \

В Петербурге разгорелся очередной скандал, связанный с несовершенством регламента работы Комплекса защитных сооружений. Пока в городе и на заливе бушует шторм, представители МЧС, дирекции КЗС и порта выясняют, нужно ли было закрывать дамбу так рано. Катализатором скандала стал паром Princess Anastasia с 1250 пассажирами на борту, который с утра дрейфует перед закрытым судопропускным сооружением С-1.

В 18.00 воскресенья паром вышел из Таллина с 1250 пассажирами на борту (371 из них - подданные иностранных государств) и направился в Петербург. Однако до Морского вокзала, где сейчас швартуются круизные суда компании St. Peter Line, паром так и не дошел: к 6 утра, когда он должен был пройти через судопропускное сооружение С-1, дамба была уже закрыта, и лайнер застрял на внешнем рейде в сильнейший шторм.

Формально ничего удивительного в этой ситуации нет: как ранее сообщала пресс-служба ГУ МЧС по Петербургу и Ленинградской области (согласно действующему регламенту, именно это ведомство издает распоряжение о закрытии КЗС), подъем воды в Неве мог бы составить 281 см выше ординара, в то время как при закрытой дамбе он будет лишь 150 см, а значит, не повлечет за собой разрушительных последствий. В такой ситуации судоходство, безусловно, страдает, однако понятно, что эта мера вынужденная и временная.

Однако в компании St. Peter Line заявляют, что дамба сомкнула створки судо- и водопропускных сооружений незаконно, так как время закрытия не было согласовано с капитаном Большого порта Санкт-Петербург. Как объяснил корреспонденту «Фонтанки» генеральный директор паромной компании Игорь Глухов, с точки зрения действующего законодательства, в таких случаях должно быть издано распоряжение капитана о закрытии порта по метеорологическим условиям, и для морского сообщества только оно имеет силу, но никак не приказ МЧС. Именно это распоряжение будет служить оправданием перевозчика, если пассажиры, опоздавшие на сутки из-за закрытой дамбы, подадут на компанию в суд с требованием возместить ущерб.

Кроме того, Игоря Глухова возмущает тот факт, что сообщение о закрытии дамбы пришло на борт парома Princess Anastasia слишком поздно, уже после выхода из Таллина. «В 23.00 воскресенья мы получили сообщение, что в 4 утра через судопропускное сооружение С-1 уже будет не пройти. Хотя, по тем данным, которые есть у нас, подъем воды не был таким критическим, и дамбу можно было не закрывать», – говорит он.

В администрации Большого порта Санкт-Петербург также считают, что в 6 утра суда еще могли проходить. «По нашим данным, на 5 утра, по прогнозу, подъем воды составлял 108 см, хотя фактически он составлял 90 см. Наверное, можно было спокойно подождать еще немного и пропустить суда», – заявил заместитель капитана порта по безопасности мореплавания Михаил Харьюзов.

В свою очередь, в дирекции КЗС говорят, что действующий регламент принимался 1,5 года назад при участии всех заинтересованных сторон – МЧС, администрации Большого порта и собственно дирекции. По нему распоряжение о закрытии дамбы принимает МЧС, а предупреждение в порт должно прийти не позднее, чем за 2 часа до окончания пропуска судов. «Первый раз письмо капитану порта было направлено в 20.25, потом они отправлялись еще несколько раз», – заявили там, подчеркнув, что все дальнейшие меры, связанные с регулированием судоходства, должен предпринимать сам капитан. Кроме того, там отмечают, что в 11 утра с внешней стороны дамбы уровень воды составлял 220 см, что означает, что в районе Горного института он был бы 260 см.

В администрации Большого порта не отрицают, что первое сообщение получили еще вечером в воскресенье, однако акцентируют внимание на том, что решение о закрытии принималось МЧС в одностороннем порядке – порт просто поставили перед фактом. В связи с этим там сейчас готовят письмо в Министерство транспорта с просьбой сделать регламент закрытия КЗС более конкретным и четким.

Пока стороны разбираются в бюрократическим тонкостях и спорят, нужно ли было закрывать дамбу, а если да – то когда, по состоянию на 15.00, перед судопропускным сооружением С-1 стояли уже 10 судов, включая многострадальный паром Princess Anastasia, а выйти из акватории не могли 12 судов. Что касается самого парома, то судьбе его пассажиров явно не позавидуешь – они с ночи болтаются в сильнейшем шторме, и, согласно последним сообщениям, бороться с морской болезнью им еще долго: открыть дамбу планируется в полночь. Как говорят в St. Peter Line, их кормят за счет компании, однако не каждый человек захочет есть в таких условиях. Кроме того, из-за создавшейся ситуации на неопределенный срок задерживается паром, который должен был идти в Таллин сегодня; на его борту должны были отправиться в путешествие 1000 пассажиров.

Напомним, что регламент работы дамбы, которая была торжественно сдана в эксплуатацию в августе 2011 года, уже не первый раз вызывает скандал. Как ранее рассказывала «Фонтанка», ряд специалистов сомневаются в том, что МЧС сможет оперативно принять решение о закрытии дамбы, как это предусмотрено действующим регламентом. По их мнению, сигнал к закрытию может быть дан слишком поздно, когда вода либо поднимается слишком высоко, либо скорость ее подъема будет такой, что никакой комплекс защитных сооружений уже не поможет. Впрочем, претензии, которые прозвучали сегодня, уже совершенно иные: ведомство и дирекцию обвиняют в том, что они перестраховались.

Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"



\

intouristmp.ru