Владимир Щербак: «Хорошо, что сборная Китая не приехала»

Владимир Щербак: «Хорошо, что сборная Китая не приехала»

Наставник юношеской сборной России по футболу Владимир Щербак на турнире в Петербурге присматривался к местным футболистам На Международном юношеском турнире памяти первого вице-президента ФИФА



Наставник юношеской сборной России по футболу Владимир Щербак на турнире в Петербурге присматривался к местным футболистам

На Международном юношеском турнире памяти первого вице-президента ФИФА Валентина Гранаткина, завершившемся во вторник, Россия была представлена двумя коллективами – национальной сборной и командой Петербурга. Россияне финишировали четвертыми, а петербуржцы заняли пятое место. Об итогах Мемориала Гранаткина – 2012, а также о ситуации в российском юношеском футболе «НВ» рассказал главный тренер сборной России (игроки 1994 года рождения) Владимир Щербак.

– Владимир Анатольевич, ваше впечатление от турнира?

– Уровень растет, много сильных команд. Отличная возможность проводить хорошие спарринги. Понравились сборные Италии, Турции и Чехии.

– Турнирный путь сборной России в концовке был смазан. В полуфинале по пенальти уступили финнам, в матче за 3-е место проиграли туркам…

– Результатом, конечно, мы недовольны. Но качество игры росло от матча к матчу. В игре с Финляндией стало многое получаться, проходили комбинации. Серия пенальти – всегда лотерея. Проигранный поединок с Турцией (1:3) был вообще нашей лучшей игрой на турнире, прежде всего в плане организации обороны. Но в атаке это был матч нереализованных возможностей.

– В игре со сборной Финляндии перед началом серии 11-метровых ударов вы заменили вратаря. Сейчас не жалеете?

– Нет. Мы заранее договорились, что в случае послематчевых пенальти стоять в воротах будет Шафинский. Проблема не в том, что Юра не поймал, а в том, что мы не забили.

– Как идет процесс отбора в команду?

– Лично вместе с помощниками езжу на турниры, смотрю. У нас есть селекционный отдел. Общаемся с тренерами, смотрим видео.

– В российскую глубинку заглядываете?

– Конечно. Так мы нашли защитника Дениса Селищева из Владивостока. Но в 17 лет сложно заиграть на хорошем уровне. Нужно время, чтобы ребята подросли, а постоянной практики в клубах они не имеют.

– Чего не хватает футболистам нынешнего созыва сборной, кроме игровой практики?

– В первую очередь – международного опыта. Чтобы вывести команду на определенный стабильный уровень, нужно сыграть как минимум 15 международных матчей. Надо больше играть с такими соперниками, как Италия и Финляндия, которые отлично выступили на турнире. К концу года мы опыт наберем.

– Насколько хорошо налажена взаимосвязь с молодежной и национальной сборными?

– У нас очень тесный контакт с тренерами сборных. В частности, с Николаем Писаревым, который возглавляет молодежную команду. Он внимательно наблюдает за нашими футболистами. Наиболее достойные из юношеской сборной попадают в «молодежку». Выстраиваются одинаковые тактические требования.

– То есть вам говорят, чтобы вы использовали тактическую схему 4-3-3, по которой играет команда Дика Адвокаата?

– Схему мы каждый раз выбираем, исходя из того, какие игроки есть у нас и кто соперник. Но ребята должны знать, как действовать на поле при той или иной модели. Определенные требования от тренеров первой и молодежной сборных мы доводим до игроков.

– Параллельно на турнире выступала сборная Петербурга. Видели матчи с ее участием?

– Мы должны поблагодарить сборную Китая за то, что она не приехала и пришлось заменить ее командой Питера. Появилась возможность просмотреть еще 15–18 ребят. Каких-то новых открытий нет, потому что ребята, которые там себя проявили, – все у нас «на карандаше».

– За сборную России играли два игрока из молодежного «Зенита» – защитник Кирилл Костин и полузащитник Илья Зуев. Как вы оцениваете их перспективы?

– Они у нас уже давно и входят в основной костяк команды. Ребята хорошие, но все будет зависеть от них, как они будут развиваться – играть, тренироваться.

– Многим любопытен центральный защитник вашей команды Антонио Морайес.

– Парень потенциально очень сильный. Он родился в России, думает по-русски. Папа у него кубинец. Антонио – один из тех, на кого мы рассчитываем.

– Почему же он играет не в России, а в клубе четвертого испанского дивизиона?

– Футбольное образование в Испании сейчас лучше. Если сборная этой страны – чемпион мира и Европы, значит, что-то они делают лучше нас. Парню предлагали испанское гражданство, но он отказался, хочет играть за Россию.

– Что для вас важнее: победа в соревнованиях или прогресс футболистов?

– Без турнирных задач нельзя подготовить игроков для первой сборной. Мы хорошо понимаем, что если наши юноши не будут выходить в финалы чемпионатов мира и Европы, то главная команда не получит того, что ей необходимо в 2018 году. В нынешней сборной Испании есть 10–12 футболистов, которые прошли юношеские команды всех возрастов, а потом стали чемпионами Европы и мира. К сожалению, у нас пока нет единой системы подготовки игроков. Если взять Москву и Питер – все в порядке. В провинции – проблемы с материально-технической базой. Я сам из Омска и хорошо знаю, что когда ведешь мяч по песку, по кочкам, то технику поставить невозможно.

– Ближайшее будущее вашей сборной?

– Сыграем товарищеские матчи, выступим на нескольких турнирах. Нас ждут сильные соперники – Дания, Испания, Германия, Сербия. В конце года начнется отборочный цикл чемпионата Европы.


Феликс Шифрин, "Невское время"

www.nvspb.ru