Украинцы пробились в петербургское метро

Украинцы пробились в петербургское метро

Впервые со времен поставки печально известных эскалаторов для станции «Спасская» подъемное оборудование для петербургской подземки будет делать не петербургский завод «ЭЛЭС». Конкурс на создание

Впервые со времен поставки печально известных эскалаторов для станции «Спасская» подъемное оборудование для петербургской подземки будет делать не петербургский завод «ЭЛЭС». Конкурс на создание эскалаторов для «Пушкинской» выиграл Крюковский вагоностроительный завод из украинского Кременчуга. Хотя еще год назад Смольный признал его продукцию «недостаточно выносливой».

В среду, 21 марта, Комитет по транспорту подвел итоги конкурса на поставку 3 эскалаторов для станции «Пушкинская», которую в конце 2012 года планируется закрыть на капитальный ремонт. За контракт стоимостью в 204 млн рублей боролись сразу 4 компании, что в последнее время является редкостью: обычно заявки на участие в подобных конкурсах подает только петербургский завод «ЭЛЭС», фактически являющийся монополистом на городском рынке эскалаторов для метро. Однако в этот раз случился аншлаг – конкурсантов было четыре.

Помимо самого «ЭЛЭСа» заявку на участие подала другая петербургская компания - «Эскомстроймонтаж-сервис», которая, как и «ЭЛЭС», является осколком знаменитого ленинградского предприятия по производству эскалаторов имени Котлякова. Еще 2 заявки поступили от «Торгового дома "Крюковский вагоностроительный завод"», который представляет интересы одноименного украинского завода, базирующегося в Кременчуге, а также от некоего ООО «Гранит», зарегистрированного в Петербурге и, согласно данным аналитической системы СПАРК-Интерфакс, специализирующегося на оптовой торговле.

Результаты конкурса оказались сенсационными для экспертов рынка: снизив стартовую цену до 181 млн рублей, победителем стала компания «Гранит», а вечный гегемон «ЭЛЭС» вообще занял только четвертое место. Однако, как объяснили «Фонтанке» в комитете по транспорту, речь не идет о том, что в конкурсе победили загадочные «Рога и копыта»: «Гранит» также является дилером Крюковского вагоностроительного завода, что подтверждено официальным письмом самого предприятия.

Таким образом, после ряда безуспешных попыток украинский завод наконец-то смог пробиться на петербургский рынок. Напомним, что год назад его дилер («Торговый дом "КВЗ"») был единственным участником конкурса на поставку эскалаторов для станции «Бухарестская» и, согласно действующему законодательству, должен был получить долгожданный контракт, однако комиссия не стала признавать его победителем, посчитав, что предложенные украинцами эскалаторы недостаточно выносливы.

В качестве подтверждения этого факта эксперты привели заключения от транспортников Минска, куда Крюковский завод поставлял подъемники ЕТК-265, о том, что в период с 2008 по 2011 год украинские эскалаторы много раз выходили из строя. Причиной поломок называли низкую надежность рабочего тормоза, который в том числе отвечает за безопасность пассажиров подземки. В конце концов комитет по транспорту объявил новый конкурс, который выиграл все тот же «ЭЛЭС».

Похоже, в этот раз руководство украинского завода решило подстраховаться, и в конкурсе приняли участие сразу два дилера компании, один из которых в итоге и стал победителем. Таким образом, «ЭЛЭС» лишился заказа на производство эскалаторов для петербургского метро впервые с 2008-го, когда конкурс на поставку подъемников для перехода «Спасская» – «Садовая» выиграла дочерняя компания Кировского завода «Универсалмаш». Правда, те подъемные механизмы прославились по другой причине: сначала из-за них пришлось отложить открытие «Спасской», а затем и вовсе начать их ремонт.

Впрочем, как говорят эксперты, с эскалаторами от Крюковского вагоностроительного завода таких проблем возникнуть не должно: несмотря на название предприятия, оно давно производит не только вагоны, но и подъемники, которые работают в подземке Киева и Минска. Кроме того, у этих эскалаторов те же корни, что и у механизмов «ЭЛЭСа»: модели, которые производят украинцы, основаны на разработках ленинградского завода имени Котлякова.

По мнению создателя авторитетного сайта metro.vpeterburge.ru, конкуренция между производителями эскалаторов пойдет на пользу петербургскому метро. В последнее время на продукцию «ЭЛЭСа» было много жалоб. Особенно ярко это проявилось на станции «Адмиралтейская»: в течение двух недель после открытия подъемники здесь останавливались несколько раз, в том числе и в новогоднюю ночь, и специалистам «ЭЛЭСа» пришлось спешно устранять недоделки. Были и проблемы со сроками: выиграв конкурс по «Бухарестской», «ЭЛЭС» не успел в срок поставить все детали, и поэтому комитет по транспорту, удержав часть суммы, положенной по контракту, объявил новый тендер на 92 миллиона на закупку этих самых элементов. Единственным участником этого тендера был «ЭЛЭС», так как речь фактически шла о завершении неоконченной работы.

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"