Дорогу к Ленину засыплют крошкой

Дорогу к Ленину засыплют крошкой

Смольный все же проведет полномасштабный эксперимент по использованию гранитной крошки в качестве противогололедного материала: если этой зимой ею посыпали только две улицы в Зеленогорске, то

Смольный все же проведет полномасштабный эксперимент по использованию гранитной крошки в качестве противогололедного материала: если этой зимой ею посыпали только две улицы в Зеленогорске, то следующей зимой – их будет уже 423. «Фонтанке» удалось познакомиться со списком адресов, которые должны стать похожими на Финляндию.

Эксперимент по внедрению гранитной крошки начался в феврале 2011 года после того, как губернатор Георгий Полтавченко посетил Хельсинки, где этот противогололедный материал используется уже много лет. Как уже рассказывала «Фонтанка», для этого были выбраны две центральные улицы в Зеленогорске.

Однако, как выяснилось 29 марта на заседании Городского штаба благоустройства, на этом Смольный не остановился: в следующем году волшебное средство будет рассыпаться на 423 улицах. Как следует из адресной программы, которая оказалась в распоряжении «Фонтанки», в основном все же это будут пригороды Петербурга: Сестрорецк, Парголово, Левашово, Торфяное, Лисий Нос, Горелово, Усть-Ижора, Петро-Славянка, Понтонный, Тярлево, Александровская, Осиновая Роща. В самом Зеленогорске крошку будут сыпать уже не на двух магистралях, а почти на 20.

Оценить, как применяется их технология в России, смогут и финские туристы – в списке допущенных к эксперименту пригородов есть Пушкин, Павловск, Петергоф и Ломоносов. Правда, для этого иностранным гостям придется уйти далеко от дворцов и парков, так как в основном в адресную программу попали второстепенные улицы этих городов.

Попала в программу даже дорога к музею «Шалаш Ленина», а также площадь перед гранитным памятником знаменитому шалашу – видимо, чтобы никакой гололед не мешал посетителям наслаждаться аурой этого места. Есть в списке и городские улицы, но в основном речь идет об окраинных магистралях, вроде Лабораторного проспекта или Амурской улицы.

Правда, среди общего числа петербургских улиц эти 423 адреса – капля на карте: как рассказал глава комитета по благоустройству Владимир Абраменко, площадь, на которой планируется рассыпать крошку, составит только 1 млн кв. м (100 тысяч – тротуары, 900 тысяч – проезжая часть), в то время как общая площадь улично-дорожной сети города – около 52 млн кв.м. Такой низкий процент не случаен: как известно, городские специалисты уверены, что крошку можно использовать только там, где нет ливневой канализации, иначе она будет мгновенно засорена.

Кроме того, в программу попали улицы с песчано-гравийным, а не асфальтовым покрытием: как говорят в комитете, технологически на них проще оставить накат, то есть небольшой слой снега. Напомним, что, как опять же говорят городские эксперты, крошку можно использовать только в том случае, если на улице остается слой снега: если рассыпать ее на чистый асфальт, то сцепление с дорогой не улучшится, а наоборот – крошка будет действовать по принципу подшипника, ускоряя движение.

Наверное, именно поэтому директора специализированных дорожных предприятий, рассказывая на штабе о перспективах применения гранитной крошки, говорили об этом эксперименте с некоторой долей скептицизма, тем более что он далеко не первый – бывалые дорожники вспоминают, что ее пытались внедрить еще в 1990-е, однако тогда опыт был признан неудачным. Наконец, как рассказал директор ГУДСП «Гражданское» Сергей Булах, использование крошки дороже, нежели соли, и дело совсем не в стоимости самого материала – утилизация снега, посыпанного крошкой, дороже в 1,8-1,85 раза, нежели снега с солью.

Еще одна проблема: в Финляндии на дорогах рассыпают гранитную крошку фракцией 1-3 мм, на тротуарах – 3-6 мм. Как рассказал на Городском штабе благоустройства Владимир Абраменко, проведенный анализ показал, что местные и областные предприятия готовы поставлять крошку фракцией 2-5 мм по цене от 400 до 1700 рублей за 1 куб. м. Что касается фракций 1-3 мм и 3-6 мм, то их у нас, по словам чиновника, никто не производит.

Однако вице-губернатора Сергей Козырева эти доводы не убедили, и он даже предложил доработать адресную программу, включив в нее сады и парки, острова (Каменный, Елагин и др.), а также Дворцовую площадь. Он также попросил Владимира Абраменко выяснить, кто готов делать крошку той же фракции, что и используется в Финляндии. Напомним, что ранее готовность производить ее изъявляла группа ЛСР, которую возглавляет бывший вице-губернатор Александр Вахмистров.

Правда, Смольному нужно быть готовым, что теперь вместо жалоб на обувь с белым налетом, который оставляет соль, граждане начнут жаловаться на то, что крошка впивается в подошву, откуда ее весьма сложно вытащить: как рассказал на штабе представитель Курортного района, подобные обращения уже стали поступать от жительниц Зеленогорска, где крошка используется с февраля.

"Вы видели, чтобы финки ходили на каблуках? А наши женщины ходят" – так он объяснил, почему подобная проблема не возникает в Финляндии.

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"

topspb.tv