Реставраторов отблагодарят в конце работы

Реставраторов отблагодарят в конце работы

На завершение реставрации Кронштадтского морского собора из федерального бюджета выделят около миллиарда рублей. Минкульт объявил конкурс на право заключения государственного контракта на

На завершение реставрации Кронштадтского морского собора из федерального бюджета выделят около миллиарда рублей. Минкульт объявил конкурс на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ, работ по реставрации монументальной живописи, а также работ по приспособлению объекта к современному использованию на 905 миллионов рублей. Еще один конкурс – на 9,8 миллиона ведомство объявило на проведение технадзора за процессом реставрации. Конверты с заявками должны быть вскрыты 26 апреля.

Реставрация продолжается

Судя по документам, в Кронштадтском соборе должны быть восстановлены подиум хоров и мраморная облицовка ограждения хоров, мраморный пол в алтарной части, лампады над решеткой главного карниза храма, позолоченный выколотный карниз под балконом центрального купола, декоративные латунные решетки, гранитные ступени входов, решетчатые двери, светильники и флагодержатели 1-го этажа, а также живопись 1-го этажа. Среди работ значится и отделка помещений в Патриаршей зоне (в Нижнем храме). Общая стоимость составляет по смете 898 миллионов 842 тысячи 371 рубль 69 копеек. По изменениям конкурсной документации от 5 апреля 2012 года – 905 миллионов 427 тысяч 834 рубля и 01 копейка.

Одновременно стартовал и еще один конкурс - на право заключения государственного контракта на осуществление технического надзора за проведением ремонтно-реставрационных работ, работ по реставрации монументальной живописи, а также работ по приспособлению объекта к современному использованию на объекте культурного наследия: «Никольский морской собор». Максимальная стоимость этого контракта - 9 миллионов 887 тысяч 266,09 рубля.

Заказчиком обоих конкурсов выступает Министерство культуры. Оба документа были размещены на сайте госзаказа 26 марта. Вскрытие конвертов намечено на 26 апреля, и пока никаких сведений об участниках тендера нет. Эксперты предполагают, что победителем выйдет ЗАО «Балтстрой». «Эту компанию всегда привлекают к крупным заказам – из политических соображений», - считают петербургские реставраторы.

ЗАО «Балтстрой» принимало участие в работе по реставрации многих знаковых объектов – например, Михайловского театра, хореографического училища имени Вагановой, Консерватории. Известно оно и в Москве – например, работами по восстановлению мебели и предметов декоративно-прикладного искусства в Большом Кремлевском дворце. Трудилась оно во благо и силовых ведомств – например, участвовало в ремонте здания Главного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и в строительстве здания ФСО России на Ильинке, 21, в Москве.

Неудобный подрядчик

Любопытно, что реставрация многих объектов, проходившая при участии ЗАО «Балтстрой», сопровождалась скандалами, причем на удивление однотипными. Так, проверка, проведенная Росфиннадзором в Консерватории летом 2010 года, показала, что при ремонте здания были допущены финансовые нарушения на сумму более 12,5 миллиона рублей. В том числе ряд серьезных вопросов и предписание вернуть бюджету деньги за излишнюю оплату услуг и работ вызвали контракты, заключенные «Балтстроем» (по одному из них, к примеру, эта сумма составила 7 миллионов 200 тысяч рублей).

Возник конфликт и при ремонте Вагановского училища, причем, несмотря на требования антимонопольной службы, комитет по государственному использованию и охране памятников не стал исправлять конкурсную документацию – компания «Балстрой» оказалась единственным участником тендера на поставку шкафов и сейфов за 299,5 миллиона рублей.
К ремонту Михайловского театра предъявила претензии Росохранкультура. Проверка объекта культурного наследия федерального значения показала, что в Михайловском театре ведутся ремонтно-реставрационные работы без разрешения ведомства, проектная документация не согласована. По результатам проверки были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении самого театра и подрядной организации ЗАО «Балтстрой».

К скандалу, связанному с ремонтом ДК Кирова, ЗАО «Балтстрой» причастно только косвенно. Договор на выполнение работ по обследованию несущих конструкций, фундаментов и внутренних инженерных сетей был заключен с этим подрядчиком незаконно, но компания уже успела получить 4 миллиона 652 тысячи рублей.

На сайте арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области размещено 12 исков к компании «Балтстрой». Все они однотипны – подрядчики требуют выплатить им деньги за выполненные по договору работы. Завершаются судебные процессы на удивление одинаково – через некоторое время истцы отзывают свои заявления (правда, в одном случае стороны заключили мировое соглашение). Исключение составляют только две компании - ООО «Эверест», сумевшее пройти три инстанции и добившееся того, что суд признал долг «Балтстроя», оплатившего изготовление дверей для Вагановского училища только частично, и ООО «Полома Менеджмент», которое пытается получить с «Балтстроя» деньги за аренду бытовок, использовавшихся при реставрации Кремлевского дворца, - дело выиграно в первой инстанции.

Отложенная благодарность

Напомним, во время малого освящения Верхнего храма Кронштадтского морского собора прозвучало много слов благодарности в адрес благотворителей и спонсоров. Орден Славы и Чести получила жена президента РФ Светлана Медведева, а также депутаты Госдумы, главнокомандующий ВМФ, два председателя комиссии – по художественному убранству Морского собора и по контролю и мониторингу.

«И это правильно, - объяснил «Фонтанке» причастный к организации мероприятия церковный чин. – Основные деньги на восстановление выделила Москва, и этот факт мы и отметили». Правда, сдавали деньги на воссоздание храма и жители Кронштадта, и моряки, но об этом можно было узнать только из частных разговоров со священниками. И уж совсем скромно обошли во время освящения простых налогоплательщиков, то есть именно тех, чьи деньги в конечном итоге и выделены из бюджета на завершение реставрационных работ.

Впрочем, не удостоились похвалы и те, кто воссоздавал храм своими руками – работая по 12 часов в день и в условиях, мало отличающихся от тех, что были во времена Андрея Рублева. К реставрации убранства Кронштадтского собора были привлечены специалисты из Москвы, Самары, знаменитых центров русского искусства – Палеха, Холуя, Мстеры, работали и петербуржцы. «Мы начинали с нуля, - рассказывают палешане. – Купол был белый – выполнили разметку, перевод рисунков и орнаментов, нанесли цвета, выполнили роспись. Всем этим занимались первые 10 человек. Потом уже делали сетку из птиц и барабан. Количество работников постепенно увеличивалось».

Летом и осенью 2011 года общее количество работников доходило до 500 человек. Среди них были художники, реставраторы, специалисты по обработке камня, изготовители декора, маляры, штукатуры, монтажники и подсобные рабочие. День начинался 8.45 с инструктажа по технике безопасности и завершался в 22.00 – с тремя перерывами (2 по 15 минут и один 30) и обедом. Причем качество лесов, во всяком случае на первом этапе, было, как говорят сами реставраторы, «ужасающим».

С нуля восстанавливали и Нижний храм – здесь работы все еще не завершены. На церемонии освящения собора туда спустились только патриарх и чета Медведевых - журналистам «полработы» решили не показывать. Не завершены и галереи собора. Все это планируется закончить в 2013 году, и тогда, как заверяют в фонде «Кронштадтский морской собор», совершится чин Великого освящения, после чего собор откроют для прихожан.

Рядовых жертвователей и реставраторов обещают отблагодарить позже – во время Великого освящения. Тех, кто своими руками возвращал Кронштадту собор, намереваются даже наградить. «Я как раз сейчас составляю списки тех, кого обязательно надо будет отметить, - заверил корреспондента «Фонтанки» генеральный директор фонда «Кронштадтский морской собор» Андрей Кононов. – Никто забыт не будет».

Пока же, вопреки обещаниям «вписать свое имя в историю Русской православной церкви», которое имеется на сайте Кронштадтского собора, слов благодарности не удостоились ни авторы эскизов росписей — художники Никита Нужный и Александр Лезер, ни Юлия Белова, которая выполнила наполнение иконостаса и витражей. Не прозвучало на освящении храма ни слова в адрес компании «Интекс», выполнившей шесть витражей. Не был назван и Воронежский колокололитейный завод имени В. Анисимова, на котором был изготовлен весь набор колоколов для храма. Благодарили и упоминали во время службы исключительно спонсоров и покровителей реставрации.

По информации «Фонтанки», подрядчики и субподрядчики – от художников до специалистов по прокладке инженерных коммуникаций - не дождались не только благодарности, но и части заработанных денег. Зарплату им перестали платить осенью 2011 года – деньги задержались, как объясняют в компаниях, из-за бюрократических проволочек – бюджеты должно утвердить федеральное правительство.

«Первое время нам платили очень хорошо, мы никогда не зарабатывали столько, - рассказывают представители субподрядчиков. – А потом перестали. Объясняют, что денег нет, поскольку происходит какое-то переоформление имущественных отношений. Цепочка очень сложная, финансирование утверждается на правительственном уровне, и до нас средства пока еще не дошли». По данным «Фонтанки», сейчас деньги ожидают около ста человек, средний размер задолженности – 60 - 80 тысяч рублей.

Впрочем, говорить о невыплаченных деньгах те, кто занят на реставрации собора, не хотят. Одни побаиваются. Другие уверены, что все наладится. «Это временные трудности, их преодолеют. Главное, что нам никто не отказывается платить», - считают они и подчеркивают, что ситуация не критична.

Кира Обухова,
"Фонтанка.ру"
.

Фото Киры Обуховой