«Питеравто» против электронного кошелька

«Питеравто» против электронного кошелька

В Петербурге разгорается скандал, связанный с возможностью использовать «Подорожник» в маршрутках. Крупнейший перевозчик «Питеравто», обслуживающий 30% рынка, отказывается принимать эту карту,

В Петербурге разгорается скандал, связанный с возможностью использовать «Подорожник» в маршрутках. Крупнейший перевозчик «Питеравто», обслуживающий 30% рынка, отказывается принимать эту карту, повесив предупреждающие объявления в своих микроавтобусах. В комитете по транспорту обещают, что для борьбы с саботажем пойдут даже на расторжение договоров.

Официально проект по использованию «Подорожника» для оплаты проезда в маршрутках стартовал 1 июня, однако первые две недели он проходил в тестовом режиме – именно такой срок Смольный дал перевозчикам на раскачку. В течение этого времени водители должны были научиться использовать валидаторы, выданные комитетом по транспорту, а сами компании – привыкнуть к тому, что часть выручки приходит не в этот же день, а через четыре, пока транзакция с карты дойдет до их счетов.

Отметим, что речь идет об использовании «Подорожника» как электронного кошелька, на котором лежит определенная сумма денег, а не как обычной БСК, на которую, например, закодирован единый месячный билет.

18 июня тестовый режим закончился: как заявил на прошлой неделе глава комитета по транспорту Станислав Попов, отныне если у водителя нет валидатора или техника неисправна, то пассажир имеет право ехать бесплатно, так как невозможность снять деньги с карты – это не его проблема. И вскоре после этого заявления крупнейший перевозчик «Питеравто» открыто выступил против внедряемой Смольным системы.

С конца прошлой недели в маршрутках «Питеравто» появились объявления: оплата осуществляется только за наличный расчет, то есть из реального, а не электронного кошелька. В самой компании «Фонтанке» подтвердили, что перевозчик не принимает «Подорожник» на коммерческих маршрутах, поскольку уверены: перед его внедрением комитет по транспорту должен был заключить дополнительное соглашение к действующему договору и прописать в нем возможность оплаты проезда с помощью этой карты. Кроме того, по версии «Питеравто», подведомственное комитету ГУ «Организатор перевозок» должно было подготовить соглашение, в котором бы регламентировалось использование ручных валидаторов, которые были выданы Смольным, – чего сделано не было.

В комитете по транспорту отреагировали на демарш «Питеравто» достаточно жестко, охарактеризовав его как «грубое нарушение» действующего законодательства. Как говорят в ведомстве, в типовом договоре на обслуживание любого маршрута прописано, что перевозчик обязуется принимать все проездные билеты, которые официально используются в городе, а значит, и «Подорожник». Что же касается валидаторов, то их выдача и эксплуатация регламентированы специальным постановлением КУГИ, и выпускать дополнительное распоряжение комитет просто не имеет права.

Сейчас ведомство ведет проверки того, принимают ли коммерческие перевозчики «Подорожник», и особенное внимание в ходе этих рейдов уделяется именно «Питеравто», а также принадлежащему ему «Вест-Сервису». А учитывая общую позицию перевозчика к «Подорожнику», спрогнозировать итог этих проверок несложно – оплатить проезд с помощью «электронного кошелька» контролеры не смогут, после чего в адрес «Питеравто» будет направлено предостережение. Несколько таких бумаг уже ушли в офис компании, и, как говорят в комитете, если точно такое же нарушение будет выявлено на данном маршруте еще раз, то договор на его обслуживание будет разорван.

Впрочем, перевозчик имеет право опротестовать любое решение Смольного в арбитражном суде, и, как говорят специалисты, возможно, у адвокатов «Питеравто» есть какой-то юридический козырь в рукаве – иначе компания не пошла бы на открытое противостояние с городским правительством. Отметим также, что другие перевозчики также еще не до конца освоили «Подорожник»: так, за несколько прошедших дней корреспондент «Фонтанки» дважды проехался на маршрутках «ПТК» бесплатно – в первом случае у водителя не было валидатора, во втором он просто не работал. Правда, водители даже не стали требовать наличной платы – махнув рукой, они говорили: «Езжай так».

Глава Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев отмечает, что не удивлен демаршу "Питеравто", хотя и не разделяет той формы, в которой он выражен. По его словам, еще в феврале перевозчики просили комитет по транспорту разработать четкий регламент использования валидаторов в маршрутках, в котором были бы отражены все нюансы - от его передачи в парки до того, кто будет его ремонтировать по истечении гарантийного срока. Как говорит эксперт, если бы "Подорожник" внедрялся с учетом внутренней специфики каждого перевозчика, а главное - не спеша, а не в течение нескольких недель, то компании постепенно сами бы увидели его преимущества и с удовольствием использовали.

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"

Справка:

Это далеко не первый конфликт «Питеравто» и Смольного. Так, в 2008 комитет по транспорту добивался, чтобы перевозчик перестал использовать на коммерческих маршрутах «Газели», которым городское правительство тогда объявило войну. Для того, чтобы сломить сопротивление частной компании, тогдашний вице-губернатор Полукеев распорядился отобрать у «Питеравто» один из самых прибыльных маршрутов.

В том же 2008 году по требованию комитета по транспорту были отстранены от своих должностей руководящие работники компании: поводом для этого стало ДТП с участием маршрутки, в результате которого погибло 6 человек.

В начале 2011 года разразился скандал, связанный с массовым дублированием маршрутов, которые до 1 января обслуживало «Питеравто», а затем они были переданы другим перевозчикам, выигравшим соответствующий конкурс. Как говорили тогда в комитете по транспорту, в течение января-февраля перевозчик дублировал несколько десятков направлений. Противостояние конкурентов выливалось и в криминальные формы с поджогами и поножовщиной. Приостановить дублирование Смольный сумел только после переговоров.

Очередной конфликт между городским правительством и крупнейшим перевозчиком произошел в начале 2012 года. Тогда, во время посещения тогдашним вице-губернатором Молчановым единого диспетчерского центра, глава комитета по транспорту Попов заявил, что 1 и 2 января «Питеравто» выполнила только 75% от необходимого объема перевозок. Вскоре после этого компании официально обвинила комитет в провокации, заявив, что это не так. Сразу же последовал и ответ комитета: там заметили, что те данные касались только отдельных маршрутов, где были зафиксированы нарушения, а не общего объема выполненных перевозок. Наконец, весной 2012 года комитет по транспорту расторг с «Питеравто» договоры на обслуживание нескольких маршрутов на основании того, что компания не выполнила условия по использованию транспортного парка: в договорах с перевозчиками прописано, что автобусы коммерческих маршрутов должны быть не старше пяти лет, на социальных – не старше семи. Сейчас эти линии обслуживают другие транспортные предприятия.