Ночные автобусы везут из клубов на работу

Ночные автобусы везут из клубов на работу

Смольный подвел первый итог работы ночных автобусов: за одну ночь с 30 июня на 1 июля ими было перевезено 520 пассажиров. Согласно статистике, наибольший пассажиропоток пришелся на время с 0 часов до

Смольный подвел первый итог работы ночных автобусов: за одну ночь с 30 июня на 1 июля ими было перевезено 520 пассажиров. Согласно статистике, наибольший пассажиропоток пришелся на время с 0 часов до 1.30 и с 4 утра до 5.30, причем среди тех, кто воспользовался этой услугой, было много молодежи. «Фонтанка» оценила эти цифры.

Первую статистику работы ночных автобусов, которые пока ходили только одну ночь – с субботы 30 июня на воскресенье 1 июля, – опубликовал у себя в Твиттере глава комитета по транспорту Станислав Попов. В общей сложности за пять с половиной часов работы маршрутов, с 0 часов до 5.30 утра, перевезен 521 человек, что чиновником было расценено как «неплохой результат».

Больше всего пассажиров воспользовались услугами автобуса №2М, который дублирует «синюю» ветку метро, – 164 человека, что не удивительно: он проходит сразу по нескольким магистралям, на которых кипит жизнь и ночью, – Московский проспект, Садовая улица, Невский и Каменноостровский проспекты. Второй популярный маршрут – 3М, который идет параллельно «зеленой» ветке: его результат – 131 пассажир. Конечно, эта популярность вряд ли связана с тем, что на нем можно ночью добраться от «Рыбацкого» до «Елизаровской», а скорее с тем, что 3М проходит весь Невский проспект, а также пересекает Васильевский остров.

Около 100 пассажиров перевез и маршрут 4М, дублирующий «оранжевую» ветку, которая также петляет по центру – от площади Александра Невского он идет сначала по Невскому, а потом через Лиговский и Разъезжую до Сенной площади.

В аутсайдерах оказались два направления: 5М («фиолетовая» ветка, 72 человека) и 1М («красная», 53). Скорее всего, последнее место 1М связано с тем, что, в отличие от всех остальных маршрутов, он только пересекает Невский в районе Литейного, а ночной проспект Стачек, по которому он идет значительную часть пути, – это не ночной Московский проспект автобуса №2М.

Есть у Смольного и первая статистика по возрастному составу пассажиров ночных автобусов, а также по динамике потока: во-первых, водители получили задание вести визуальное наблюдение за теми, кто садится в автобус, а во-вторых, определенную информацию дают и данные валидаторов, которые, например, показывают, сколько людей воспользовались обычным проездным, а сколько – студенческим. Как говорят в комитете по транспорту, пик пассажиров пришелся на период с 00 часов до 1.30, а автобусами в это время в основном пользовались молодые люди и туристы, которые расплачивались за наличный расчет.

После 2 часов наступил провал – пассажиров было очень мало, а рост начался после 4 утра. В лидерах опять была молодежь, только на этот раз измотанная ночной жизнью; были и те, кто, судя по их внешнему виду, сели в ночной автобус, чтобы добраться на работу. При этом визуальные данные совпадают с выводами, которые можно сделать, сравнивая маршрут и количество перевезенных пассажиров: так, максимальное количество пассажиров в автобусе №2М наблюдалось на участке Московский проспект – Садовая, а 4М колесил по правому берегу практически пустым.

Возникает вопрос: 521 пассажир за ночь – это много или мало? Напомним, что на маршруты ГУП «Пассажиравтотранс» вывел 67 автобусов большой вместимости, которые вмещают в среднем около 100 человек каждый. Таким образом, при максимальной загруженности за один рейс они могли бы перевезти 7 тысяч пассажиров. Однако, как замечают специалисты, ориентироваться скорее нужно не на общую вместимость автобусов, в которую включаются и стоячие места, а только на количество сидячих мест: вряд ли наступят такие времена, когда ночью автобус будет настолько забит, что в нем будет негде сесть. В стандартном ЛиАЗе, которые господствуют в автопарке «Пассажиравтотранса», около 23 сидячих мест; таким образом, за один рейс 67 автобусов могли бы перевезти 1500 сидячих пассажиров, а перевезли за всю ночь 521 – что, действительно, не так плохо.

Кроме того, как напоминают эксперты, Смольный рассказал о проекте работы ночных автобусов за несколько дней до их запуска – 27 июня, так что узнать о нем смогли в основном лишь те горожане, кто активно следит за новостями. «Видела только что запущенные ночные пустые автобусы – люди с диким удивлением на них косятся и не решаются даже подходить», – написала в первую ночь работы проекта блогер @tj_hedg. «Хорошая идея – ночные автобусы, доехал до дома сегодня, только нужна реклама в метро и самих автобусах, чтобы люди знали о них», – рассказал @obraz89, также отразив плохую информационную артподготовку проекта.

Еще одна причина низкой информированности – таблички с указателями маршрутов и расписанием их движения стали появляться лишь на этой неделе. Пока они есть только у станций метро, однако, как обещают в комитете по транспорту, скоро появятся и на остальных остановочных пунктах.

Отметим, что один и тот же ночной маршрут повторяется на указателе два раза: в полном варианте и с буквенным префиксом, например: 1М и 1Мб. Префиксы введены для обозначения маршрутов, которые курсируют в период разводки мостов; например, 1Ма ходит от автостанции на улице Ушинского (станция метро "Девяткино") до "Площади Ленина", а 1Мб - от улицы Маршала Жукова ("Проспект Ветеранов") до "Чернышевской".

Таким образом, первый опыт курсирования ночных автобусов можно признать удачным, что, в принципе, отразили в блогах те петербуржцы, которые воспользовались его услугами в первую ночь.

«В Питере запустили ночные автобусы. И это круто, товарищи! Таксисты, давайте, до свидания!» – написал @pr_spb_8p.”Крутая идея комитета по транспорту – ночные автобусы параллельно линиям метро. Бомбилы негодуэ», – рассказал @tuya_mujer.

Высказывали петербуржцы и замечания: «Затестила ночной автобус. Мое мнение: нужно выделить транспорт, потребляющий меньше топлива (если возможно), интервал сделать больше» (@bereznisky). Отметим, правда, что пока направить автобусы средней вместимости действительно нет возможности – парк ГУП «Пассажиравтотранс» состоит в основном из транспортных средств большой вместимости. А частные перевозчики, у которых есть в парке такая техника, возьмутся за ночные автобусы только в том случае, если, помимо субсидии, Смольный предусмотрит еще и небольшую прибыль.

Напомним, что до конца августа ночные автобусы будут курсировать только по выходным и праздничным ночам, после чего будет принято решение: закрывать проект или запустить его в ежедневном режиме.

Маршруты ночных автобусов можно увидеть здесь.

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"

http://news.spbmy.ru/2012/06/27/4165/