«Спортивная-2» может стать очередной «Спасской»

«Спортивная-2» может стать очередной «Спасской»

Станция «Спортивная-2», которую планируется построить к 2015 году, может повторить не слишком приятную для пассажиров судьбу «Спасской». Как выяснила «Фонтанка», в техническом задании на ее

Станция «Спортивная-2», которую планируется построить к 2015 году, может повторить не слишком приятную для пассажиров судьбу «Спасской». Как выяснила «Фонтанка», в техническом задании на ее строительство указано - в наклонном ходе должны работать 4 эскалатора типа ЭТХ. Именно такие подъемники были установлены на «Спасской»: сначала они постоянно ломались, а потом их вовсе поставили на ремонт.

Конкурс на строительство «Спортивной-2» стоимостью 7 млрд рублей был объявлен в конце октября, хотя «Метрострой» ведет активные работы уже с апреля и даже собирался перекрыть для этих целей набережную Макарова. Согласно техзаданию, к середине 2015 года нужно построить подземный вестибюль на левом берегу Невы, в районе Тучкова моста, наклонный эскалаторный ход и тоннель на противоположный берег. Предполагается, что «Спортивная-2» возьмет на себя основной пассажиропоток «Василеостровской» после того, как последнюю закроют на капитальный ремонт.

Однако, как выяснила «Фонтанка», может так случиться, что открываться «Спортивная-2», а точнее – её эскалаторы, будет долго и мучительно. Всего на станции будет 14 подобных механизмов. 4 коротких подъемника установят для выхода из подземного вестибюля на Васильевский остров. 4 эскалатора длиною в 40 метров появятся в наклонном ходе, который соединяет вестибюль станции с тоннелем. Наконец, в самом тоннеле будут смонтированы 6 траволаторов – горизонтальных эскалаторов длиною 110 метров.

В случае с эскалаторами для выхода на поверхность и траволаторами в техзадании конкретной модели не указано. Зато, как обратили внимание блогеры на авторитетном метрофоруме, четко обозначен тип подъемников для наклонного хода: как следует из конкурсной документации, это должны быть механизмы модели ЭТХ.

Аббревиатура ЭТХ расшифровывается как «эскалатор транспортный Христича».

Разработчиком этой модели является петербургский конструктор Виктор Христич, производитель – компания «Универсалмаш», являющаяся дочерней структурой Кировского завода. Именно такие подъемники были установлены в 2009 году на переходе со «Спасской» на «Садовую» и превратились в настоящую головную боль для Смольного и простых горожан. Эскалаторы постоянно ломались, в результате чего в 2010 году начался их ремонт – спустя год после открытия станции.

После этой истории большинство экспертов решили, что на «Спасской» сотрудничество Смольного с «Универсалмашем» прекратится, а петербургский метрополитен возобновит работу с заводом «ЭЛЭС», который хоть и срывает сроки, но хотя бы поставляет качественную продукцию. Однако недавно ЭТХ вновь выплыл из эскалаторного небытия.

Как рассказывала «Фонтанка», в 2012-м «Универсалмаш» получил положительное заключение дополнительной экспертизы Ростехнадзора, которая началась после казуса со «Спасской». После этого возобновились переговоры предприятия с комитетом по транспорту на поставку четырех эскалаторов для «Нарвской»: соответствующий тендер был выигран «Универсалмашем» еще в конце 2008 года, однако затем его заморозили до получения окончательного вердикта «Ростехнадзора».

И вот теперь выяснилось, что помимо «Нарвской» продукция от Виктора Христича может появиться и на «Спортивной-2». Как говорят в комитете по транспорту, рабочая документация на строительство станции разрабатывалась еще тогда, когда проблемы с ЭТХ диагностированы не были. А затем она ушла в Главгосэкспертизу, где была согласована в таком варианте. И если переговоры по эскалаторам для «Нарвской» пройдут успешно и Смольный признает, что подъемники «Универсалмаша» безопасны для пассажиров, то они появятся и на «Спортивной-2». Если же нет, то по ходу строительства в смету будут вноситься изменения.

Переговоры по «Нарвской» продолжаются всю осень: делегации чиновников и представителей метрополитена бывали на самом предприятии, проводились совещания и в здании комитета на Исполкомской улице. Как говорят в ведомстве, часть замечаний «Универсалмаш» уже устранил: так, на заводе провели компьютерное моделирование, которое показывает, как будут эксплуатироваться отдельные детали при той или иной нагрузке. Однако данные о целостном моделировании, которое покажет, на какой срок службы рассчитан подъемник, пока не готовы. Предполагается, что судьба контракта будет решена до конца 2012 года.

Справедливости ради нужно отметить, что ЭТХ образца 2009 года и ЭТХ 2012 года рождения серьезно отличаются. Когда эти эскалаторы только были презентованы, то его конструкторы хвастались: впервые в мире электропривод расположен не в специальном машинном зале, а под лестничным полотном, что коренным образом изменило всю механику работы подъемника. Качество этой механики все вскоре увидели.

В августе 2012 года, когда делегация комитета по транспорту посетила «Универсалмаш», его представители заявили, что привод вынесен за пределы полотна, как и в обычных механизмах подобного рода. Эксперты шутят, что таким образом «предприятие заново изобрело эскалатор». Правда, остается непонятным, зачем покупать продукт, в качестве которого возникают такие большие сомнения. Тем более что тезис о поддержке петербургского производителя в данном случае не работает: вышеупомянутый «ЭЛЭС» также расположен в нашем городе.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

архив: Фонтанка.ру