Равноправная перед судом мать Никиты Леонтьева

Равноправная перед судом мать Никиты Леонтьева

Это произошло ровно год назад. Сегодня, 21 января, в Невском районном суде Петербурга начинается суд над бывшими сотрудниками полиции, избившими до смерти 15-летнего Никиту Леонтьева. Мать подростка

Это произошло ровно год назад. Сегодня, 21 января, в Невском районном суде Петербурга начинается суд над бывшими сотрудниками полиции, избившими до смерти 15-летнего Никиту Леонтьева. Мать подростка и ее адвокаты считают, что суд необходимо остановить. Им, в отличие от защитников арестованных, не дали ознакомиться с материалами дела. Причина конфликта оказалась системной.

Ровно год назад – в ночь на 22 января 2012 года - 15-летний школьник Никита Леонтьев был задержан в Невском районе. Его заподозрили участковый Денис Иванов, заместитель начальника по службе 75-го отдела полиции Олег Прохоренков и заместитель начальника по оперработе 75-го отдела полиции Алексей Малых. По мнению офицеров, подросток вместе с неизвестным хотел отобрать сумку у женщины.

В результате бесед в опорном пункте парню было нанесено более 80 ударов (данные экспертизы) по голове и спине. Через несколько часов он скончался в машине скорой помощи.

Как известно, после ареста всех трех сотрудников Малых скончался во время следствия, а Иванов пошел на сделку со следствием. Он обвиняется в причинении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, его будут судить без вызова свидетелей по ускоренной процедуре. У Олега Прохоренкова - обвинение в превышении власти, и суд будет обычный.

Представитель Ольги Леонтьевой – адвокат юридической компании «Pen&Paper» Сергей Токарев - в телефонном разговоре подтвердил «Фонтанке», что его вместе с коллегой Алексеем Добрыниным действительно вызвали к 12 часам 21 января в Невский районный суд по уголовному делу по обвинению Иванова (судья Михайлова. – Ред.), а к 15 часам - уже по обвинению Прохоренкова (судья Горобец. – Ред.).

Ольга Леонтьева рассказала «Фонтанке», как между нею и следователем произошел конфликт, который, по мнению ее защитников, должен повлиять на начало процессов:

«26 декабря, это была среда, и мне днем позвонил следователь (следователь СК по Выборгскому району Петербурга Артур Нахшунов. – Ред.). Он сказал, что срочно надо ознакомиться с материалами дела, дело передается в суд. «Надо», - так он и сказал. Я же парикмахер, у меня перед Новым годом аврал, потом больничный. Я ему объяснила. «Я тоже работаю», - ответил он. Я постаралась предложить альтернативу.

«Значит, так...» - эта фраза у меня до сих пор в ушах. Потом он сказал, что в противном случае я буду доставлена приводом, меня найдет его человек.

- До свидания.

- До свидания.

Когда убили моего сына, СМИ много опубликовали статей, в том числе обсуждали вероятность иска о моральном вреде. Я никогда так не думала, а вот в этот момент мне страшно захотелось получить моральную компенсацию. Тут я понимаю за что. И понимаю, что с треском проиграю суд. Все равно. Если вы понимаете меня.

Я же с дочкой не живу в Невском – рядом с местом, где они его убили, поэтому мне передали повестку. Там был расписан график моего ознакомления – с 27 по 31 декабря. После адвокаты разбирались.

Потом тишина. Новый год. Узнала я о том, что прокуратура утвердила обвинительное заключение, из «Фонтанки». А 14 января мне пришло еще одно предписание. Я должна была с 1 января по 5-ое, по-моему, знакомиться. Отправлено это письмо было 13 января. Чтобы я пришла с 1 по 5 января. Горим на мелочах, правда, Артур Янович?

При этом я все понимаю. Злодеев – нет. Сроки. Мало чем отличается стройка в конце года от уголовного дела, где сроки горят, а ехать в Москву за продлением не с чем, да и неправильно. Это и есть бюрократия.

Все же, при всем нашем преклонении перед властью, мне бы хотелось внимательно глянуть на страницы дела. Ведь ровно через полгода в материалах появился свидетель, который все же видел, как Никита грабил даму, которую около недели приводили в чувство перед первым допросом на Мойке ввиду ее полнейшего алкоголизма. Полгода искали свидетеля, мне бы хотелось посмотреть на его биографию.

Я слышала, что они считают, что я занимаюсь самопиаром, что тяну. Зарабатываю я на имени моего сына так: с 10.00 до 22.00 делаю прически, крашу, лакирую. Лечу свою десятилетнюю дочь от травмы – она с Никитой часто разговаривает. Кстати, Светлана Агапитова (уполномоченный по правам ребенка в Петербруге. – Ред.) по одному моему звонку тут же нашла нам опытного врача. Я понимаю, у следователя в деле все либо сидят, либо мертвые. Одна я на свободе. Может, без приводов обойдемся?»

- Мы планируем ходатайствовать перед судом о возвращении данных уголовных дел прокурору для устранения препятствий рассмотрения. В соответствии с УПК РФ, «стороны обвинения и защиты равноправны перед судом». Однако в нашем случае сторона защиты ознакомлена со всеми материалами уголовных дел в полном объеме и без ограничения во времени. Чего, благодаря следователю Артуру Нахшунову, торопившемуся направить заволокиченные дела в суд, с нами не произошло вовсе. – прокомментировал Сергей Токарев.

- Ознакомление с делом на судебной стадии, которое, скорее всего, предложат, наши права в полной мере не восстановит в связи с тем, что мы будем лишены в случае необходимости ходатайствовать о дополнении уголовного дела материалами, которые не могут быть собраны и приобщены на судебной стадии процесса. В частности, это очные ставки, следственные эксперименты, проверки показаний на месте и т.п., которые суд самостоятельно провести не сможет, - добавил адвокат Алексей Добрынин.

Справка:

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 8.12.2003 № 18-П возвращение дела прокурору в случае нарушения требований УПК при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта может иметь место по ходатайству стороны или инициативе самого суда, если это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Основанием для возвращения дела прокурору являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, совершенные следователем или прокурором.

С Ольгой Леонтьевой и ее защитниками беседовал Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"