Газовое будущее петербургских автобусов туманно

Газовое будущее петербургских автобусов туманно

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ В Петербурге состоялись аукционы среди поставщиков городских автобусов. Дилеры подали свои ценовые предложения на оба лота,

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

В Петербурге состоялись аукционы среди поставщиков городских автобусов. Дилеры подали свои ценовые предложения на оба лота, предполагающих поставку 282 машин. Теперь чиновникам предстоит изучить их заявки, чтобы определить соответствие тендерной документации. Но, кто бы из поставщиков ни вышел победителем, однозначно ясно - в ближайшие три года в город на Неве будут поступать автобусы, работающие на дизельном топливе, а не на более дешевом и экологичном газе.

Петербургский комитет по транспорту подвел промежуточные итоги закупки автобусной техники для обновления парка. На оба выставленных на торги лота — на поставку 183 автобусов большой и 99 машин особо большой вместимости — нашлось по два претендента. Лучшее ценовое предложение на аукцион по 183 автобусам поступило, как стало известно «Фонтанке», от ООО «ПитерБасЦентр» (официальный дилер группы ГАЗ). Компания снизила начальную цену на 43 млн рублей, до 1 млрд 385 млн рублей.

Наибольшее снижение начальной цены на аукционе по 99 автобусам, по данным нашего издания, принадлежит компании «Волгобас», дилеру завода «Волжанин». Поставщик уступил на 44 млн рублей, снизив начальную цену до 1 млрд 203 млн рублей.

Впрочем, в комитете по транспорту отмечают, что пока официальные итоги тендеров не подведены. Сейчас комиссия ведомства приступила к изучению вторых частей предложения участников аукциона. Если документация будет признана соответствующей запросам заказчика, то победа будет отдана дилерам, предложившим наиболее выгодные цены. В случае, если в их заявках обнаружатся несоответствия, контракты могут быть заключены с участниками, занявшими второе место.

Но кто бы в итоге не оказался поставщиком автобусов для городских перевозок, на сегодняшний день можно точно сказать, что в ближайшие три года на обновление автопарка будут поступать только автобусы, работающие на дизельном топливе. И это несмотря на то, что еще год назад петербургские власти объявили о намерении переводить автопарк на более экономичный и экологичный вид топлива.

Напомним, что перевести на газ было решено автопарк «Пассажиравтотранса». Для этого был избран экспериментальный автобусный парк № 7, который обслуживает Невский и Центральный районы. Планировалось внедрить газовые технологии сначала в рамках этого учреждения, а затем, если опыт будет удачным, перенести его на остальные парки «Пассажиравтотранса».

Но эксперимент, как выяснилось, забуксовал на старте. Как пояснили «Фонтанке» в комитете по транспорту, при расчетах расходов, необходимых для переоборудования техники, обнаружилось, что срок окупаемости проекта составит около 8 лет. При этом в ведомстве уверяют - об отказе от проекта перехода на газ речи не идет. На данный момент сотрудники комитета работают над оптимизацией смет. Но пока этот процесс не завершен, в Петербург будут поступать привычные автобусы, работающие на дизельном топливе.

Кстати, о переходе на газ все чаще задумываются частные перевозчики. И хотя газовые городские автобусы стоят в среднем на 20–25% дороже классических дизельных, по словам перевозчиков, их закупка поможет сэкономить на 40% больше средств, особенно если принять во внимание разницу между ценой дизельного топлива и газа (сейчас на петербургских АЗС литр газа дешевле литра дизельного топлива примерно в 2 раза).

- Мы очень серьезно изучаем эту тему, - сообщил “Фонтанке» директор по развитию ОАО "Третий парк" Кирилл Дьяковский. - Но для того, чтобы бизнес
начал закупать автобусы на газе, необходимы программы по стимулированию этого процесса. Мы знаем, что в Татарстане есть положительный опыт по внедрению газомоторного пассажирского транспорта путем субсидирования частных компаний. В Петербурге таких программ пока нет".

Между тем в прошлом году правительство России утвердило программу субсидирования закупок автобусов, работающих на газомоторном топливе в рамках Единого экономического пространства. Согласно этому документу, федеральные власти, в частности, пообещали выделить в 2012 году Петербургу 42,5 млн рублей на приобретение 17 газовых автобусов (по 2,5 млн рублей на одно транспортное средство). Эта субсидия могла бы быть использована не только бюджетом при организации закупок транспорта для городских нужд, но и частными организациями, осуществляющими социальные перевозки. Но для этого необходимо, чтобы правительство региона издало соответствующий подзаконный акт. А этого в Петербурге пока не сделано.

Есть и еще одна очевидная трудность на пути к переоснащению автобусного парка двигателями, работающими на газе. Дело в неразвитости инфраструктуры - в Петербурге пока не хватает заправочных станций, на которых можно купить газ. А для того, чтобы наладить нормальную работу общественного транспорта на этом топливе, по подсчетам главы Ассоциации пассажирских перевозчиков Василия Киселева, в городе должно заработать не менее 30 газовых АЗС.

Пока планы строительства газовых заправок есть только у компании «Газпромнефть». В декабре 2012 года структура открыла свою первую АЗС по продаже пропан-бутана и метана на Пулковском шоссе. В перспективе ожидается строительство таких станций в Сестрорецке, Тосно и Тихвине.

Кстати, именно на открытии газовой АЗС на Пулковском шоссе присутствовавший там губернатор Георгий Полтавченко в очередной раз подтвердил намерение города постепенно переводить общественный транспорт на газ. Градоначальник даже поделился идеей перевести на более дешевое топливо и коммунальную технику. Но о сроках реализации этого перспективного проекта губернатор, к сожалению, ничего не сказал.

Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»

\ \

www.kamaz.ru