Смольный по-прежнему платит за разметку дважды

Смольный по-прежнему платит за разметку дважды

Петербургские водители жалуются на то, что на ключевых магистралях за зиму стерлась разметка, нанесенная в 2012 году. ГКУ «ДОДД», отвечающий за эту сферу, вправе выставить подрядчикам штраф и

Петербургские водители жалуются на то, что на ключевых магистралях за зиму стерлась разметка, нанесенная в 2012 году. ГКУ «ДОДД», отвечающий за эту сферу, вправе выставить подрядчикам штраф и потребовать восстановить термопластик по гарантии. Однако вместо этого дирекция объявила два конкурса на укладку разметки в 2013 году на общую сумму в 400 млн рублей, включив в адресную программу те улицы, которые явно подпадают под действие гарантии.

В последнее время «Фонтанка» получает письма от читателей, которые жалуются, что на ключевых магистралях стерлась практически вся разметка, уложенная в 2012 году. Так, на Невском прерывистая линия, отделяющая одну полосу от другой, сохранилась лишь фрагментарно, а в некоторых местах от «зебры» пешеходного перехода остались лишь незначительные островки термопластика. Та же ситуация и на Литейном, Московском, Дачном, Ленинском проспектах, а также на десятках других улиц.

На всех ключевых городских магистралях разметка нанесена термопластиком, заказчиком работ всегда выступает ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» (ГКУ «ДОДД»). Согласно действующему ГОСТу, срок функциональной долговечности такой разметки составляет один год. Если в течение этого срока окажется, что износ составляет более 25%, то подрядчик обязан восстановить ее за свой счет - по гарантии. В контрактах ГКУ «ДОДД» 2012 года четко прописано, что гарантия наступает не только в том случае, если разметка полностью стерлась, но и в случае разрушения ее целостности и появления отколов или раздроблений.

В 2012 году, как и во все предыдущие годы, работы по нанесению разметки начались в мае, когда наступили подходящие погодные условия, и продолжались все лето. Например, на Невском проспекте гарантия действует до мая 2013 года, на других объектах – до июня, июля и даже августа. Однако в ГКУ «ДОДД», похоже, не стали заниматься принуждением подрядчиков к гарантийным работам, хотя это автоматически приведет к экономии бюджетных средств. 22 марта дирекция объявила два конкурса на нанесение разметки в 2013 году на общую сумму в 400 млн рублей. В адресной программе есть и Невский, и Литейный, и Ленинский, и Дачный, и десятки других адресов, которые сейчас уже практически «лысые».

Как следует из контрактов, заключенных ГКУ «ДОДД» в 2012 году, механизм принуждения подрядчиков к восстановлению разметки должен быть следующим. Периодически сотрудники дирекции совместно с ГИБДД должны проводить объезды улично-дорожной сети. Если во время них будет обнаружен износ продольных или поперечных линий, то подрядчику выписывается предписание на выполнение работ по гарантии. Естественно, что никто не заставит наносить термопластик при минусовой температуре. Если предписание выдано с ноября по апрель, то до наступления благоприятных погодных условий подрядчик должен будет платить неустойку по сложной формуле.

Впрочем, как рассказал «Фонтанке» глава ГКУ «ДОДД» Валерий Мушта, тот факт, что дирекция объявила конкурсы на нанесение разметки в 2013 году, совсем не означает, что ведомство отказывается от гарантийной работы. По его словам, на настоящий момент выдано уже около 20–30 предписаний, однако сумму неустойки руководитель учреждения назвать затруднился. Но пообещал, что их будет больше: до конца марта дирекция совместно с ГИБДД, прокуратурой и подрядчиками совершит два ночных объезда, чтобы оценить состояние разметки.

Правда, не совсем понятно, почему конкурсы объявляются до этих объездов – ведь теоретически может так оказаться, что на каком-то адресе разметка по гарантии будет нанесена полностью. Как говорит Валерий Мушта, если в августе восстановленная разметка сотрется, то предъявить подрядчику будет уже нечего. «Если они по гарантии что-то восстановят, то я все равно обязан по истечении гарантийного срока по адресной программе разметку наносить. А в августе меня в прокуратуру вызовут и спросят: "А почему нет разметки?"», – заметил он.

Отметим, что, как говорят специалисты, разметка могла так быстро сойти в этом году из-за того, что в 2012-м ее либо укладывали в дождь, либо просто клали новый слой поверх старого, экономя тем самым материал. Валерий Мушта же объясняет эту ситуацию плохим качеством термопластика, который поставляли московская и белорусская компания.

Арифметика термопластика

В распоряжении «Фонтанки» есть претензии, направленные ГКУ «ДОДД» в конце января двум подрядчикам – ЗАО «Конвера-Дор» и ООО «Дорсервис». При этом мониторинг улиц проводился не в январе и даже не в декабре, а в конце ноября. Число предписаний впечатляет: «ДорСервису» – 33, «Конвере-Дор» – 15. Однако во всех случаях речь идет об износе на площади от 7 до 80 кв. м. Любопытно также, что неустойка по этим мизерным объемам была подсчитана не до конца зимы, а почему-то до 20 декабря. В итоге «ДорСервис» должен заплатить неустойку в размере 31 тысячи рублей, «Конвера-Дор» – 35 тысяч. Отметим, что средняя стоимость разметки на одном пешеходном переходе – от 10 до 40 тысяч.

Впрочем, даже если бы неустойка рассчитывалась на срок до конца апреля и на большие объемы, то ее размер все равно был бы небольшим. Формула расчета, разработанная ГКУ «ДОДД», следующая. Берется стоимость 1 кв. м разметки и делится на число суток в году. На выходе получается цифра «цена на 1 кв. м в сутки», которая умножается на число дней, прошедших с момента выдачи предписания до выполнения работ, и на число кв. м, подлежащих восстановлению.

Представим, что 1 марта дирекция выдала бы предписание восстановить разметку на всем Невском (около 4,5 тысячи кв. м). Стоимость 1 кв. м разметки из термопластика – около 700 рублей. Средний размер неустойки в месяц на весь Невский – около 250 тысяч рублей. При том, что укладка новой разметки на магистрали стоит около 4 млн рублей. Казалось бы, что может быть выгоднее для города: пока подрядчик не восстановит разметку, он должен платить по 250 тысяч в месяц. Однако не тут-то было: в контракте указано, что штраф платится до момента восстановления… или истечения срока гарантии.

Таким образом, даже если ГКУ «ДОДД» и выставит сейчас претензию на весь Невский, то «Конвере-Дор», которая и работала в 2012 году на этой магистрали, будет выгоднее дождаться окончания гарантии и выплатить штраф. А главный проспект города на все лето останется без разметки: в июле - августе запланирован его ремонт на участке от Адмиралтейства до площади Восстания, после которого и будет уложена разметка, причем силами подрядчика другого ведомства – комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

Отметим, что в предыдущие годы действовала несколько иная схема претензионной работы. В предписании указывался срок, к которому нужно восстановить разметку. Если же данное требование не исполнялось, то подрядчик должен был платить пени в размере 1% от общей стоимости контракта за каждый день просрочки – и так до того, как работы не будут выполнены. Сохрани ГКУ «ДОДД» эту схему - штрафы были бы значительными: в 2012 году «Конвера-Дор» выполнила работ на 175 млн, «ДорСервис» – на 134 млн. Иначе говоря, каждый день просрочки обходился бы им в 1,7 и 1,3 млн соответственно.

Впрочем, нужно напомнить, что, даже имея в руках такое оружие, ГКУ «ДОДД» не пользовался им. Так, весной 2012 года по итогам объездов дирекция выписала более 200 предписаний. Однако подрядчики отказались их выполнять, после чего ведомство насчитало им штрафов на среднюю сумму в 100–150 тысяч рублей. Как впоследствии объяснил Валерий Мушта, дирекция и не пыталась взыскать с подрядчиков деньги по схеме «1% от общей суммы контракта», так как практика предыдущих лет показала, что такие предписания подрядчики легко оспаривают в суде.

Поэтому в ГКУ «ДОДД» просто подсчитали стоимость восстановления утраченной разметки исходя из действующих цен, а потом умножили эту цифру на размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. А вся разметка была нанесена заново.

В заключение добавим, что деятельность дирекции по нанесению разметки уже заинтересовала Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. В частности, ведомство проверяет акты сдачи и приемки работ, которые были якобы составлены в мае 2011 года. На них стоит подпись начальника отдела технических средств организации дорожного движения Дмитрия Куклина, хотя он был назначен на эту должность только в начале июля. Кстати, в начале марта Куклин ушел из ГКУ «ДОДД».

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»