Билет на автобус выдаст автомат

Билет на автобус выдаст автомат

Город не отказывается от идеи по установке в наземном транспорте аппаратов по реализации билетов. После неудачной попытки «Горэлектротранса» оснастить трамваи терминалами компании

Город не отказывается от идеи по установке в наземном транспорте аппаратов по реализации билетов. После неудачной попытки «Горэлектротранса» оснастить трамваи терминалами компании «Новоплат» другой ГУП – «Пассажиравтотранс» – начал поиск подрядчика, который поставит аналогичные устройства в автобусах. Правда, если в трамваях можно было еще и оплатить кредит или услуги ЖКХ, то терминалы «Пассажиравтотранса» настроят только на продажу проездных.

В советское время в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов уже стояли примитивные аппараты по продаже билетов. Однако эксперименты транспортных предприятий по монтажу аналогичных, но более современных устройств никак не связаны с ностальгией. Дело в том, что, как уже рассказывала «Фонтанка», город постепенно отказывается от кондукторов. Вместо них Смольный внедряет систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП – так называемые «стационарные валидаторы»).

Так, ими уже оснащены все автобусы «Пассажиравтотраса», а за кондукторами осталась функция по продаже билетов за наличные деньги. В 2012 году начался монтаж этой системы на подвижном составе «Горэлектротранса». Однако возникает вопрос: каким образом будет осуществляться продажа разовых билетов после полного отказа от кондукторов? Возложить данную обязанность на водителей – значит, поставить под угрозу безопасность пассажиров. Именно поэтому ГУПы и начали эксперимент по установке аппаратов самообслуживания, чтобы понять, могут ли они стать заменой живых людей.

Первым на него решился «Горэлектротранс»: в ноябре 2012 года в одном из трамваев, работающих на маршруте № 100, был установлен терминал компании «Новоплат». Помимо возможности купить билет он предоставлял стандартный набор услуг – пополнение мобильного телефона, оплата услуг ЖКХ или автокредита. Планировалось, что до конца года «Новоплат» за свой счет оснастит аппаратами еще 20 составов. Однако затем проект заглох, а единственный терминал был демонтирован.

Как рассказали в комитете по транспорту, "Горэлектротранс" попросил "Новоплат" доработать терминал, предусмотрев возможность выдачи сдачи, после чего сотрудничество двух предприятий и сошло на нет. Впрочем, по информации "Фонтанки", это связано еще и с тем, что процесс установки стационарных валидаторов в трамваях и троллейбусах «Горэлектротранса» затянулся: сейчас они стоят только в нескольких трамваях и троллейбусах, но нигде не работают. Подрядная компания «СТЭК» якобы никак не может наладить нормальную работу системы, ссылаясь на то, что в электрическом транспорте она ведет себя по-другому, чем, например, на автобусах.

Поэтому кондукторы ГУПа по-прежнему как берут плату за наличные, так и считывают поездки с бесконтактных смарт-карт с помощью ручных валидаторов. А значит, насущной задачи по установке аппаратов самообслуживания нет.

В отличие от «Горэлектротранса», у «Пассажиравтотранса» СЭКОП работает вполне успешно. Именно поэтому ГУП 2 апреля начал поиск подрядчиков, которые в качестве эксперимента оборудуют салоны нескольких автобусов подобными аппаратами. По информации «Фонтанки», период тестовой эксплуатации будет продолжаться с 15 апреля по 15 июля, после которого ГУП примет решение о закупке тех устройств, которые лучше всего покажут себя в деле. Или вообще откажется от этой идеи.

Терминалы нужно будет поставить на автобусах разных моделей, эксплуатируемых «Пассажиравтотрансом»: ЛиАЗе, НеФАЗе или «Волжанине». Участники конкурса прикрепят их к кузову на накопительной площадке напротив второй входной двери (первая расположена рядом с кабиной водителя). Оптимальный размер устройства – 40 на 50 см. Получать электропитание аппарат должен будет от аккумулятора самого автобуса.

В техническом задании указывается, что аппарат должен принимать как металлические деньги, так и купюры, а самое главное – обязательно выдавать сдачу монетками. На билете, который будет печатать терминал, укажут дату и время оплаты, а также номер устройства. Катушка аппарата должна быть рассчитана на 700 билетов. «Пассажиравтотранс» оговаривает, что если по каким-то причинам агрегат не выдаст проездного, то он должен напечатать квитанцию с указанием причины возникновения проблемы, чтобы пассажир мог потом вернуть деньги.

Никаких дополнительных услуг, помимо оплаты проезда, терминал предоставлять не будет. По оценке экспертов, потенциальными поставщиками могут стать московское предприятие «Штрих-М», с которым «Пассажиравтотранс» уже вел переговоры, а также петербургское бюро вычислительной техники «Искра» (она делает терминалы по продаже билетов для РЖД). Приблизительная стоимость одного аппарата может составить около 70 тысяч рублей, всего в парке ГУПа 1600 автобусов. Отметим, что в случае полного отказа от кондукторов Смольный намерен усилить штат контролеров.

Как уверили в комитете по транспорту, в ближайшее время конкурс, аналогичный тому, что проводит "Пассажиравтотранс", объявит и "Горэлектротранс".

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

wap.bnews.kz