Среди петербургских школьников почти нет "кокосов"

Среди петербургских школьников почти нет "кокосов"

Петербургские социологи пришли к выводу, что в во всех слоях населения России по-прежнему велика ценность образования. К такому выводу группа исследователей Научно-учебной лаборатории

Петербургские социологи пришли к выводу, что в во всех слоях населения России по-прежнему велика ценность образования. К такому выводу группа исследователей Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ во главе с Даниилом Александровым пришла в ходе попыток ответить на вопросы, существуют ли в России школы или социальные группы, где учащиеся отрицательно относятся к успешной учебе, и какая часть окружения школьника влияет на его отношение к учебе.

Результаты исследования ученые озвучили в ходе доклада на семинаре Института образования ВШЭ, сообщает пресс-служба вуза.

Первыми вопрос о том, как окружение школьника влияет на его мотивацию учиться, поставили американские исследователи. Они обнаружили, что в некоторых школах сверстники поощряют друг друга за успехи в учебе, в других, напротив, травят. Сейчас отношение к успешной учебе в разных школах и компаниях подростков - общее место в американских и британских исследованиях образования. Известно, что есть группы школ, где большинство детей негативно относится к хорошо успевающим одноклассникам. К примеру, это распространено среди афроамериканцев в США и некоторых лиц неевропейского происхождения в Великобритании. Здесь «хорошо учиться» называют acting white (вести себя как белый). Подростки считают, что чернокожий сверстник-отличник предает ценности своей этнической группы. Таких ребят презрительно называют кокосом или баунти, то есть черный снаружи, белый внутри.

Петербургские социологи провели масштабные опросы подростков (в них приняли участие более 5 тыс. школьников 8-9 классов из более 100 школ). Обследовались лицеи и гимназии, куда дети отбираются по успеваемости и социально-экономическому положению родителей, а также обычные школы, в том числе такие, где более 25% учащихся - дети мигрантов.

Подростков спрашивали, готовы ли они учиться в лучшей школе, находящейся далеко от дома, обсуждают ли темы некоторых уроков на перемене с друзьями и пр.

Выяснилось, что в России, вероятно, лишь в немногих школах существует негативное отношение к хорошо успевающим детям. Не более 10% опрошенных школьников учатся в таких школах. Даниил Александров предположил, что ценность образования во всех слоях населения очень велика. Кроме того, в крупных городах еще не сформировались гетто для бедноты или лиц той или иной этничности, где жители уверены, что им никогда не выбраться в более высокие слои, а значит, нужно гордиться тем, что есть.

Интересно, что даже в школах, где негативное отношение к отличникам существует, направлено оно исключительно на мальчиков. К девочкам-отличницам везде относятся лучше, чем к двоечницам. Зато в школах, где хорошую учебу высоко ценят, мальчик-отличник имеет более высокие шансы на популярность среди сверстников, чем двоечник.

Достаточно слабо на отношение к учебе влияет социально-экономический статус родителей школьников. В школах, куда отбирают детей по этому критерию, существуют классы, где мотивация к хорошей учебе невысока. Не удалось найти никаких четких закономерностей, связанных со школой или семьей, которые бы на это влияли.

В итоге выяснилось, что на отношение школьников к учебе влияют лишь их ближайшие друзья. Каждого опрошенного школьника социологи просили написать, с кем он дружит, и проанализировали, в каких случаях два человека называют друзьями друг друга, а в каких один называет одноклассника другом, а второй - нет. Также они проанализировали, когда друзья одного и того же человека дружат, когда нет, и т.д. Так они составили представление об отношениях внутри каждого изученного класса. Оказалось, что мнение людей, которых школьник называет своими друзьями, сказывается на его мотивации учиться, а вот отношение к хорошей учебе в классе или в школе в целом - не сказывается.

Д.Александров полагает, что результаты исследования внушают оптимизм. Несмотря на то, что социальное неравенство в России велико, антишкольной культуры, составляющей проблему для целого ряда развитых стран, в России пока не существует.