Телефон без счета

Телефон без счета

Уже в ближайшее время почти все петербургские пользователи стационарных телефонов перестанут получать традиционные счета: монополист, ОАО «Ростелеком», переходит на электронные

Уже в ближайшее время почти все петербургские пользователи стационарных телефонов перестанут получать традиционные счета: монополист, ОАО «Ростелеком», переходит на электронные рассылки. Формально они будут отправляться только добровольцам, однако есть основания полагать, что безбумажные технологии внедряются в приказном порядке. Эксперты ожидают серьезные проблемы для пожилых горожан.

По закону, операторы обязаны ежемесячно выставлять счета, но их форма не определяется. ОАО «Ростелеком» предлагает получать информацию о начислениях на e-mail, в виде SMS, а также через «Личный кабинет» на сайте компании. Вот только когда и кому перестанут поступать «бумажные» квитанции – остается загадкой даже для представителей самого крупнейшего оператора.

Лес – ваше богатство

Помимо экономии средств, переход на электронные технологии объясняется необходимостью защиты природы. В подготовленных пропагандистских роликах даже сравниваются рассылки с гектарами вырубаемых родных российских лесов.
О прекращении рассылки многие петербуржцы сейчас узнают благодаря автоинформатору, который обзванивает обладателей стационарных телефонов. Большинство опрошенных абонентов констатировали, что ничего толком не поняли – обязательно ли регистрироваться в «Личном кабинете», на какую почту будет высылаться информация и так далее. «Моя мама, одинокая пенсионерка, ничего не поняла. Интернета у нее нет, впрочем, как и компьютера... Можно оплатить без проблем банковской картой... нет у нее карты, пенсия в наличных умещается. Как теперь оплачивать услугу монополиста? Ножками в центр обслуживания?» – вопрошает один из читателей «Фонтанки».

В самой компании предоставляют противоречивую информацию.

В пресс-службе журналисту «Фонтанки» пояснили, что в электронном виде счета будут доставляться начиная только с сентября. «Если абонент в течение определенного времени не внесет оплату по этому счету, то будет считаться, что абонент не имеет доступа к счету в электронном виде и ему позже придет счет в бумажном виде. Если же абонент оплатил электронный счет в указанный срок, значит, принятие оферты произошло, и в дальнейшем абонент будет получать только электронные счета... Абоненты, которые не захотят продолжить получать счета в электронном виде, смогут изменить способ получения счета, обратившись в наш офис», – заявили в компании.

В колл-центре ОАО «Ростелеком» утверждают иное: перевод на электронные счета всех абонентов производится в «приказном» порядке, и уже в июне обычных квитанций петербуржцы в своих ящиках не обнаружат. Счета уже высылаются на некие адреса электронной почты, которые якобы сами абоненты и предоставляли (уточнить, каким образом, не удалось). Для оплаты услуг связи, по словам представителей оператора, квитанция не требуется, так как требуемую сумму можно увидеть в «Личном кабинете». Имеющие доступ в Интернет могут оформить SMS-рассылку, но для этого необходимо зарегистрироваться в «Личном кабинете».

В размещенной на сайте ОАО «Ростелеком» публичной оферте, на которую ссылается пресс-служба, изложена уже третья версия. Для перехода на новый способ доставки счетов абоненту необходимо совершить активное действие – отправить e-mail на специальный адрес. Только в этом случае потребитель считается присоединившимся (акцептировавшим дополнительное соглашение).

Продвинутый сервис

"Не думаю, что переход на электронные счета вызовет проблемы у абонентов ОАО «Ростелекома», пользующихся Интернетом и/или платным ТВ, – полагает директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. – Как правило, такие услуг заказывают люди молодого или среднего возраста, которые на «ты» с электронной коммерцией, имеют e-mail, многие – интернет-банкинг и так далее".

"Однако фиксированной телефонией (стационарным аппаратом) с советского времени традиционно пользуются люди пожилого возраста, которые в силу объективных причин привыкли оплачивать «бумажные» счета, порой отстаивая очереди в сберкассе. Думаю, что 60 процентов абонентов городских телефонов выберут получение традиционных счетов. С точки зрения социальной ответственности, было бы справедливо сохранить для них возможность выбора способа доставки – по электронной почте или на бумаге. Причем логично не заставлять пожилых людей бегать в офисы компании и писать заявления, а, например, предложить в текущем счете поставить отметку о выбранном способе доставки или обеспечить прием звонков через колл-центр", – убежден Денис Кусков.

Так же негативно оценивают действия крупнейшего оператора и юристы. «Навязывание нам таких условий в дополнительном соглашении, которое является договором присоединения, можно рассматривать в качестве нарушения – злоупотребления монопольным положением на рынке, и обжаловать в Роспотребнадзор и ФАС», – полагает Николай Вильчур, генеральный директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры».

Соглашаясь на электронные рассылки, абонент принимает условия публичной оферты ОАО «Ростелеком» «полностью и безоговорочно». Среди них такое же безоговорочное согласие получать на свой адрес электронной почты информацию об услугах оператора связи (в том числе о новых услугах, бонусах, промо- и рекламных акциях), а также любые иные рассылаемые рекламные материалы. Кроме того, потребитель дает согласие на «использование сведений об абоненте в системе информационно-справочного обслуживания оператора связи и (или) третьих лиц». Как легко попадают у нас подобные базы данных в общий доступ – не секрет.

Юристы отмечают, что формально компания не нарушает закон – акцептуя дополнительное соглашение, абоненты соглашаются на получение рекламной информации и на размещение сведений о нас. Хотя тот же закон о рекламе обязывает прекратить рассылки по первому требованию получателя. Как это сделать – в пресс-службе ОАО «Ростелеком» разъяснить не смогли.

Справка:

Абонентская база частных пользователей ОАО «Ростелеком» в Санкт-Петербурге составляет 1,6 млн абонентов. Согласно последним данным Федеральной службы государственной статистики, только 88 процентов петербургских домохозяйств имеет персональные компьютеры, а доля обеспеченных доступом в Интернет оценивается в 69 процентов.

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"