Другие предприятия соцпита по какой-то причине заявляться на конкурс не стали, и такая ситуация в районе существует не первый год. По итогам 2021 года «ТД А.П. Иванов» занял третье место в антирейтинге худших поставщиков по версии интернет-сообщества «Школьный ревизорро».
Интересно, что тендеры были подготовлены и проведены непосредственно школами. В рамках закона это допустимо, но в абсолютном большинстве случаев контракты на питание образовательных учреждений пакетно распределяются районной администрацией или городским комитетом по госзаказу.
Как ранее отмечали в Управлении социального питания Петербурга, а также в Федеральной антимонопольной службе, укрупнение таких тендеров положительно сказывается на конкурентности торгов. Комбинатам выгоднее сразу получить контракты на обслуживание нескольких учреждений, нежели рисковать и торговаться за каждый договор в отдельности – организовать поставки питания комплексно значительно выгоднее.
Учитывая тот факт, что во Фрунзенском районе уже несколько лет подряд основным поставщиком школьного питания является «ТД А.П. Иванов», и только у него имеется уже готовая инфраструктура и логистическая цепь для организации поставок, остальным участникам рынка оказалось просто невыгодно участвовать в тендерах для каждой школы в отдельности.
Причем собрать разыгранные контракты в единый тендер для администрации Фрунзенского района не составляло труда. Общая стоимость контрактов не превышала установленный законом порог в 40 миллионов рублей, цена рассчитывалась по единому принципу, а размещены в Единой информационно системе в сфере закупок они были 29-30 декабря.
Учитывая приведенные факты, можно предположить, что районные чиновники могли намеренно отказаться от объединения контрактов, что создало для комбината «ТД А.П. Иванов» наиболее благоприятные условия, при этом формально законы и нормативы о закупках школьного питания нарушены не были.
Проблему дробления тендеров неоднократно поднимал экс-глава Управления социального питания Алексей Барабанщиков. Он указывал на годами складывавшиеся отношения между представителями бизнеса и районных чиновников, результатом чего становились «заказные» тендеры. Например, так происходило в Колпинском районе, где семь комбинатов, вступивших картельный сговор, получали от местной администрации специальные условия для участия в торгах.
Барабанщиков предлагал уйти от практики проведения дробленых тендеров и полностью передать право на их проведение комитету по госзакупкам. В результате для каждого района Петербурга проводилось бы по два-три крупных тендера на 10-20 контрактов в каждом. Для сравнения, сейчас районные администрации проводят по 10-30 тендеров на школьное питание ежегодно. Дополнительно повысить конкурентность, по задумке Барабанщикова, должна была единая конкурсная документация, то есть равные условия для всех участников торгов во всем городском секторе соцпита, вне зависимости от района. Но инициативы Барабанщикова не были поддержаны Смольным.
Экс-глава УСП публично критиковал высшее руководство Петербурга за нежелание навести порядок на рынке школьного питания. После одного из резонансных интервью он был арестован и уволен. Инициатором произошедшего называют комбинат «Фирма Флоридан», где несколько лет работала родственница Александра Захватова, близкого друга и неофициального спецпредставителя губернатора Александра Беглова.