Летом 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума между «Мегалайном» и правительством Петербурга, с непосредственным участием губернатора Александра Беглова, было подписано соглашение о намерениях реализовать проект застройки территории «Горская». Ранее «Горская» являлась основной строительной площадкой при возведении дамбы. После постройки защитных сооружений она оказалась не востребована и правительство Петербурга начало поиск инвестора для ее реновации.
Компания «Мегалайн» предложила комплексное развитие территории со строительством рекреационных зон, IT-сектора, туристических и бизнес объектов. Для реализации проекта компания заявила о готовности инвестировать 236 миллиардов рублей.
После подписания соглашения «Мегалайн» приступил к выполнению взятых на себя обязательств. Был разработан концепт застройки, проведен международный конкурс архитектурных решений для новых объектов, велись согласования с комитетами правительства Петербурга. На сегодняшний день «Мегалайн» оценивает объем вложенных в проект средств в 240 миллионов рублей.
В июне 2022 года застройщик планировал представить на ПМЭФ скорректированный проект развития «Горской», но менее чем за неделю до начала форума Смольный объявил об одностороннем расторжении соглашения. В рамках ПМЭФ-2022 губернатор Александр Беглов подписал новое соглашение на 10 миллиардов рублей о намерении застройки «Горской» с «Яхт-клубом Санкт-Петербурга». На данный момент новым инвестором не представлено внятной концепции развития этой территории, и что конкретно там появится неизвестно.
В своем обращении к Комитету по инвестициям Геннадий Корупятник указывает на пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса России, в соответствии с которым осуществленный процесс одностороннего расторжения соглашения может расцениваться как недобросовестный. Гендиректор «Мегалайна» отмечает, что в соответствии с положениями статьи, для расторжения договора недостаточно направить лишь извещение о расторжении. Закон дает сторонам 30 дней на оформление расторжения, а если этого не происходит, расторжение проходит через суд.
Более того, в самом соглашении между «Мегалайном» и Комитетом по инвестициям указано, что в случае одностороннего расторжения соглашения, оно утрачивает силу только через 30 дней. Как уже отмечалось, на момент подписания нового соглашения по «Горской» с «Яхт-клубом Петербурга» этот срок еще не истек и соглашение с «Мегалайном» считалось действующим.
При этом в статье 2 соглашения указано, что стороны договариваются заблаговременно информировать друг друга о решениях, принятие которых затрагивает их интересы, а также воздерживаются от действий, которые могут нанести экономический вред. Учитывая, что со стороны «Мегалайна» к июню 2022 года уже было инвестировано 240 миллионов рублей, заключение Смольным параллельного соглашения по «Горской» может расцениваться как ущерб.
В то же время представители Смольного уже заявляли, что соглашение о намерениях не является договором и не накладывает какие-либо обязательства на правительство Петербурга. В связи с чем возникает вопрос о целесообразности заключения таких соглашений в рамках престижного Петербургского международного экономического форума. Если реализация соглашений не происходит, то их единственной целью оказывается создание поводов для высокопоставленных городских чиновников громко заявлять о привлечении многомиллиардных инвестиций, которые по факту остаются лишь на бумаге. Тем самым наносится очевидный репутационный ущерб как форуму, так и Петербургу в целом. Крайне маловероятно, что инвесторы рискнут вкладывать крупные суммы под ничем не подкрепленные обещания чиновников, которые к тому же не выполняются.