Согласно исследованию, средняя оценка вкуса и качества блюд в столовых оценивается в 3,4 балла из 5. Несмотря на действующую в некоторых регионах систему дегустации готовых блюд в школьных столовых, большинство родителей все еще ориентируются на то, что о еде говорят сами дети. Некоторые отмечают, что их ребенок «очень многое не ест»: дети жалуются на недосоленность блюд, слишком жидкие супы.
«Однажды сын пришел и сказал: мама, неужели, можно так плохо приготовить борщ!» – комментируют родители.
А в целом питание детей, как утверждают родители, больше похоже на сухой паек и включает, например, хлопья с молоком и пельмени, которые «есть невозможно». Лишь 7% респондентов заявили, что их все устраивает. 8% – поставили двойку, а 3% – единицу. Еще 14% родителей сообщили, что их ребенок не ест в школе по различным причинам. 13% затруднились ответить.
Результаты этого опроса, в принципе, повторяют выводы другого всероссийского исследования, проведенного группой Russian Field совместно с АНО «Институт отраслевого питания» в июне-июле 2022 года. В нем принял участие 1,2 тысяч человек из 16 субъектов страны.
Цель опроса понять – изменилось ли качество школьной еды после вступления в силу Федерального закона, по которому дети до 4 класса обеспечиваются бесплатным горячим питанием. Среди основных проблем родители учеников отмечали невкусную и остывшую еду, небольшое разнообразие блюд и необходимость повышения профессиональных навыков поваров. Опрос показал, что хуже всего дела со школьным питанием обстоят в Санкт-Петербурге, Тыве и Башкирии – там наиболее высок процент тех, кто считает, что ситуация ухудшилась. Например, в Петербурге более четверти родителей заметили, что школьная еда плохо сказывается на самочувствии ребенка.
Также оказалось, что большинство респондентов не участвуют в родительском контроле за организацией горячего питания. Между тем, такая практика позволяет выявить слабые места в питании в конкретной школе и принять решение вплоть до смены поставщика. Ведь порядка 10 лет назад школы, в особенности столичные, начали передавать организацию питания в столовых на аутсорсинг. Преимуществ у этого решения множество: учебное заведение избавляется от непрофильных функций, комбинат занимается не только приготовлением блюд, но и отбором и лабораторными исследования продуктов, а родители получают прозрачную систему, на которую могут влиять.
Именно эта система вывела в лидеры организации школьного питания московские учебные заведения. Во многом этому поспособствовали местные власти. На сегодня родители могут получать информацию о посещении ребенком школы и его покупках с помощью портала mos.ru, в мобильных приложениях «Госуслуги Москвы» и «Дневник МЭШ», а также в приложении «Моя Москва».
С помощью этих же приложений родители могут не только управлять ежедневными тратами ребенка по карте «Москвенок», но и формировать его меню, добавляя и удаляя блюда. И конечно, желающие могут лично продегустировать еду, придя в школу.
Кстати, в новом учебном году родительская общественность добилась смены меню. Для этого были проведены опросы родителей и учеников. По итогу в меню включили популярные у детей каши с ягодными соусами, омлеты с овощами и топпинги – джем, варенье, сгущенку.
Стоит отметить, что помимо родительского контроля, за качеством блюд следят Роспотребнадзор, МосГИК и бракеражные комиссии при школе. Результаты внеплановых проверок Роспотребнадзором 1,2 тысячи школ подтвердили эффективность системы: в 2021-2022 годах нарушений в питании выявлено не было.