Санкт-Петербург — город особенный. Его история, архитектура и атмосфера с самого начала вызывали у иностранцев самые разные чувства — от восхищения до удивления и даже недоумения. Каким же город на Неве виделся иностранцам в разные эпохи, и почему он оставался для них таким загадочным и притягательным.
Город, рожденный на болотах
Петербург — это город, который буквально «выцарапали» из болот и непригодной для жизни земли. Его основатель, Петр I, поставил перед собой грандиозную задачу — построить столицу, которая будет «окном в Европу». Иностранцы сразу отмечали это: например, знаменитый венецианский авантюрист Джакомо Казанова, побывавший в Петербурге в 1765 году, писал, что только гений мог замыслить возвести такой город в столь неблагодарном месте.
Французский дипломат Людовик Филипп де Сегюр, проживавший в России в конце XVIII века, подчеркивал контрастность города: с одной стороны — просвещение, европейская культура и роскошь, а с другой — варварство и невежество, смешение Азии и Европы, богатого дворянства и простой толпы, пишет сайт Пикабу.
Архитектура и европейский стиль
Иностранцы поражались масштабам и красоте города. Петербург часто сравнивали с европейскими мегаполисами — Парижем, Лондоном, Берлином. Его строгие прямые улицы, грандиозные дворцы и широкие проспекты казались им «парадным входом в Россию». Но вместе с тем город воспринимался как искусственный, спроектированный по линейке, в отличие от более «живой» и хаотичной Москвы.
Шотландец Джон Кук, приехавший в Петербург в 1736 году, называл город лучшим местом для ценителей прекрасного. Его восхищали увеселительные заведения, атмосфера центра и роскошные покои при дворе. Он также отмечал доброжелательность местных жителей, которые всегда были готовы помочь иностранцам: например, однажды русский спас Кука от обморожения, растирая ему щеку снегом, что иностранцу сначала показалось странным.
Романтика и мистика северной столицы
Петербург с его белыми ночами, туманами и особой атмосферой вдохновлял многих поэтов и писателей. Александр Дюма, побывавший в городе, отмечал его романтическую и загадочную природу. Город казался одновременно величественным и немного мистическим, что создавало особое настроение для творчества.
Однако не все впечатления были радужными. После революции, например, Герберт Уэллс описывал Петербург как место упадка и пустоты, где величие прошлого сменилось мраком и запустением.
Иностранцы видели Петербург как город контрастов — между старым и новым, между Европой и Азией, между роскошью и бедностью. Однако никогда Северная столица не оставляла равнодушным.