Шишлов заметил, что руководителями комитетов ЗакС стали депутаты «Единой России». Депутаты фракции большинства декларируют готовность к диалогу, но сама ситуация, когда 83% руководящих должностей в комитетах и комиссиях заняли представители «Единой России», опровергает это.
«Там есть один представитель КПРФ, один представитель «Единой России», все остальное занимает «Единая Россия». На мой взгляд, это существенный момент: в городе живут граждане, которые имеют разные политические позиции, разные предпочтения, я напомню, что «ЕР» поддержала всего треть избирателей, и такая монополизация, пользуясь тем, что депутатов у «Единой России» больше, не совсем соответствует. Такую модель можно использовать, но я не уверен, что она будет работать на благо жителей, потому что парламент – место для дискуссий, там должна быть представленность всех точек зрения, парламент – не только законодательный орган. И пока у меня осторожный оптимизм, основанный на заявлениях спикера и руководителя фракций», – заключил он.
Политтехнолог Павел Быстров в беседе с изданием «Городовой» согласился с Шишловым по поводу «осторожного оптимизма» после обещаний спикера Александра Бельского и лидера фракции «ЕР» Павла Крупника создать поле диалога со всеми политическими силами, отметив, что делать глобальные выводы пока преждевременно. Он назвал странным, что много лет пробывший уполномоченным по правам человека в Петербурге депутат только сейчас заговорил об угрозе демократии в парламенте, так как традиция отступать от демократических норм «выросла» еще в предыдущем созыве.
«Мне кажется, как раз все основные нарушения демократии и все основные отступления от, скажем так, каких-то традиционных связанных с парламентской деятельностью норм, были связаны с работой предшествующего созыва Законодательного собрания, в котором по произволу руководителей не пускали журналистов, которые писали не так, как об этом хотелось бы предыдущему спикеру Заксобрания, в котором отключали микрофон депутатам, не устраивавшим спикера Законодательного собрания. Поэтому говорить о работе пока рановато, надо посмотреть, сохранятся ли эти солдафонско-казарменные традиции или все-таки последуют изменения в лучшую сторону», – сказал он.
Он отметил, что с точки зрения организации работы журналистов ситуация при новом спикере, который допустил их в зал и пообещал отвечать на вопросы без предварительного согласования, стала чуть лучше, однако насколько эффективна будет работа парламента – говорить пока рано.
Сам Александр Бельский в эфире канала заметил, что не руководствовался принципами демократии и плюрализма, формируя предложение по кандидатурам в руководство комиссии, так как полагает важным, чтобы «они работали, а не были раскрашены в те или иные цвета», и готов их поменять при отсутствии должной эффективности.
Подобный подход многие полагают классическим чиновничьим, лишь подтверждающим старое «макаровское» правило, что парламент – не место для дискуссий. Однопартиец Александра Шишлова Борис Вишневский после первого заседания ЗакС заметил, что видел бывших депутатов, ставших хорошими чиновниками, но никогда не наблюдал обратной ситуации.
На втором заседании нового состава ЗакС 1 октября Бельский предложил пакетное голосование по кандидатурам вице-спикеров и главам профильных комитетов и комиссий. В результате одно место вице-спикера досталось Марине Шишкиной, возглавляющей петербургское отделение «Справедливой России», а место главы комиссии по промышленности – представителю КПРФ Ирине Ивановой. Все прочие должности заняли депутаты «Единой России».