Соколов поддержал проект «Орловский тоннель»
Власти Санкт-Петербурга реанимировали проект «Орловский тоннель». После демонстрации его на транспортном форуме в октябре и обращения компании «Метрогипротранс» (МГТ) к Смольному с просьбой оказать помощь с его прокладкой, проект получил поддержку транспортного вице-губернатора Максима Соколова. Администрация города уже запросила у МГТ предоставить в профильные комитеты к декабрю предпроектные решения. Ранее в СМИ также была показана схема расположения тоннеля. Он будет брать начало на левом берегу Невы около площади Растрелли и выходить на правый берег в створ сада «Нева» между Пискаревским проспектом и шоссе Революции.
Источник: АО «Метрогипротранс»
Скорость согласования, абсолютно несвойственная «бюрократической машине» Петербурга, удивляет. В СМИ это пока что связывают с необходимостью подготовки внесения изменений в Генплан в январе 2022 года и установлением нужных функциональных зон.
Новости о строительстве «Орловского тоннеля» и схемы его расположения быстро распространились по социальным сетям. Реакция петербуржцев оказалась неоднозначной. Часть поддержала прокладку тоннеля, сочтя его удобным для сообщения между двумя берегами и разгрузки Литейного и Большеохтинского мостов. Но были и те, кто высказал критику. На данный момент больше всего недовольства проект вызывает у жителей Охты. В районных пабликах во «ВКонтакте» жители отмечают, что тоннель создаст им немало проблем.
Парки будут уничтожены?
Первое, на что обратили внимание критики – схема расположения тоннеля. Оба его конца находятся в зеленых зонах. Обустройство заезда и подземной инфраструктуры на правом берегу затрагивает сад «Нева». А на левом берегу – «Сад на Неве», находящийся на Смольнинской набережной в створе Орловской улицы. Несколько лет назад его исключили из списка зеленых зон.
По сути, это два парка, занимающие существенные территории. Они являются популярными местами отдыха петербуржцев и прогулок с детьми. Сейчас жители опасаются, что при строительстве тоннеля оба парка будут уничтожены или существенно сокращены в объеме.
«Впечатляет, конечно, как это на карте выглядит. Два единственных зелёных пятачка и те под нож», - с сожалением констатировала жительница Александра в комментариях группы «Большая Охта для жителей»
Планы по реализации проекта были восприняты как «наступление на парки», которые уничтожают враги в лице «властей». Петербуржцам не нравится, что зеленые зоны обрекают на превращение в асфальтовые пустыни.
«Враги уничтожают всё: парки, заводы, образование, медицину, людей...никак нажраться не могут. Земля им стекловатой», - писала Татьяна в группе «Моя Малая Охта».
В связи с этим уже звучат призывы к Смольному провести общественные слушания по проекту, чтобы не допустить сокращения зеленых зон, которых в Петербурге и так мало.
«Сада Нева не будет, останется маленький скверик вдоль Шоссе Революции. Много деревьев будут спиливать, потому что крупномерные деревья практически не приживаются при пересадке! Наступление на парки города продолжается, и без очных, без интернета, общественных слушаний по Генплану эту тенденцию не остановить, почему власти города этому активно сопротивляются», - критически высказывался житель Николай в группе «Моя Малая Охта».
Вице-губернатору Максиму Соколову, в частности, и Смольному – в целом, стоит обратить внимание на проблему сохранения парков. На данный момент их поспешностью в реанимации проекта создается потенциальная точка социального напряжения. Недовольство в социальных сетях при игнорировании запроса общества на благоприятную среду может перерасти в протест. Подобный негативный опыт у Петербурга и того же Соколова уже есть. Строительство «Орловского тоннеля» рассматривалось еще в 2006-2007 годах. Тогда одна из первоначальных проектных «трассировок» предполагала вывод финальной части тоннеля за пересечение Апрельской улицы и проспекта Металлистов. При этом планировалось строительство развязок к тоннелю на месте сада «Нева» с вырубкой 750 деревьев. Это спровоцировало острую реакцию со стороны жителей Охты. Петербуржцы устраивали несогласованные акции, пикеты, шествия и митинги на протяжении нескольких лет. Горожане выступали за спасение парка, а также за смену схемы расположения тоннеля для сохранения полюстровских вод и домов, построенных на водянистых почвах, целостности которых угрожал «Орловский тоннель». Сейчас ситуация с парком может продублироваться.
Создание проблем, а не их решение
Петербуржцы отмечают, что район выхода тоннеля на правом берегу очень загруженный. Набережная, Среднеохтинский, Большеохтинский и Пискаревский проспекты прочти полный день в будни стоят в пробках. Прокладка тоннеля с пропускной способностью 40-60 тыс. машин эту ситуацию только усугубит.
«Вы просто не представляете, как будет плохо на Пискаревке и прилегающих улицах!!! Улицы и схема движения не выдержат такой нагрузки и все встанет. Без туннеля то пробки, [а] что будет, когда трафик повысится??? Да и вообще я как житель этого района против!!! мне он на фиг не нужен!!!», - выразил мнение пользователь Евгений в группе «Большая Охта для жителей».
Ряд жителей считает проект спорным в связи с проводимой политикой разгрузки центра города за счет платной парковки. Петербуржцы считают, что это может снизить трафик, но в таком случае тоннель – бессмысленная трата денег.
«Вредный, ненужный проект. В свете развития платной парковки в центре города, что приведёт к снижению трафика автомобилей в центр и из центра, смысл этого проекта стремится к нулю <…> Повторюсь вредный и ненужный проект. Больницы, школы, садики и бассейны строить надо, а не очередные дороги и тоннели», - писал ранее житель Охты Евгений.
В этом контексте петербуржцы затронули и коррупционную тематику, подчеркнув, что строительство спорного по необходимости тоннеля – хороший предлог для «распила», особенно если реализуется глобальный проект. Причем есть высокие риски появления очередного долгостроя.
«Быстро не получится. Очередной долгострой, перекачка денег из бюджета в карманы», - делилась своим мнением жительница Алла.
«Любая глобальная стройка-это реальная возможность украсть из бюджета. Раньше стадион был, теперь туннель» - иронизировал петербуржец Дмитрий в комментариях группы во «ВКонтакте» издания «Фонтанка».
В контексте высказываемой критики в адрес вице-губернатора Соколова по поводу возможного лоббизма строительных проектов застройщиков или интересов некоторых метростроителей, поднимаемая петербуржцами тема реализации личных интересов чиновниками должна повысить внимание правоохранительных органов. «Орловский тоннель», если он будет строиться, не должен стать предметом обогащения чиновников за счет федерального и городского бюджетов. Также это касается и скорости работ. В Петербурге нет культуры быстрого развития транспортной инфраструктуры – дороги и развязки строятся с большими задержками.
Остается надеяться, что частные интересы не возобладают на общественными и при рассмотрении проекта тоннеля власти Петербурга учтут мнение горожан. Выходом могут стать общественные слушания, на необходимость проведения которых уже указывают петербуржцы.
«Орловский тоннель» - «детище» вице-губернатора Максима Соколова. Он продвигал идею этого проекта еще в начале нулевых, когда возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам. В том числе при его поддержке «Невская концессионная компания» (НКК, входила в группу First Quantum) получила право на прокладку тоннеля. Однако он так и не был построен. На фоне скандалов экс-губернатор Георгий Полтавченко в 2012 году окончательно остановил строительство. На это повлияли многократное удорожание работ, вскрытые недоработки проекта, способные привести к еще большим тратам, а также сомнения в целесообразности его прокладки вовсе. Попытки Соколова, занимавшего в 2012-м уже пост главы Минтранса РФ, обеспечить федеральное финансирование для продолжения строительства тоннеля не увенчались успехом. Проект был заморожен, а самого Соколова заподозрили в лоббировании интересов First Quantum. При этом из бюджета Петербурга в пользу НКК было выплачено 1,2 млрд рублей компенсаций за фактически проведенные работы и понесенные затраты. Город не получил ничего, но потерял более миллиарда.