В Смольном анонсировали масштабную «экономическую цифровизацию». В частности, в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга в ближайшее время заработает проект «Реестр государственных программ», а в самом комитете для сопровождения пользователей появится «горячая линия».
По официальным данным «программа цифровизации не только значительно повысит общий уровень работы органов государственной власти, но и сделает её более мобильной и эффективной».
Суть инновации в том, что «с января 2022 года все ответственные органы власти и государственные учреждения начнут в электронном виде формировать и согласовывать проекты государственных программ, годовые отчеты о ходе их реализации и планы-графики на текущий финансовый год».
Цифровизация в последние годы стала в России одним из магистральных проектов. Как в сфере государственного управления, так и в иных ключевых отраслях взаимодействия государства, общества и бизнеса. И поэтому переход в «цифру» для оптимизации работы систем управления города можно только приветствовать. Хотя, в первую очередь, не очень понятно, почему Смольный ждал так долго, чтобы сдать этот вполне очевидный шаг.
С другой стороны, ряд экспертов высказывают определенный скепсис применительно именно к цифровизации работы органов власти Северной Столицы. И причина здесь не столько в цифровом инструментарии, сколько во вполне «аналоговой» системе, которая сложилась сейчас в Смольном.
Дело в том, что в свое время, все вопросы экономики города решались под крышей одной структуры, а именно Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Но уже в 2012 году, Георгий Полтавченко разделил этот комитет на три ведомства.
И так получилось, что координация и планирование программ на уровне города, да и экономическое развитие Петербурга от этого только пострадали.
С приходом в Смольный Александра Беглова, им была предпринята попытка очередной административной реформы. Так появился Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга (КППиТ). Однако, по непонятным причинам, планирование программ в новосозданный комитет не перешло, а осталось в ведении Комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП). Работа которого теперь и будет переведена на «электронные рельсы».
Однако, ключевая проблема остается: планировать будет одно ведомство, а отвечать за реализацию запланированного уже несколько иное. Теперь, конечно, документооборот между комитетами будет осуществляться не в бумажном, а в цифровом формате. Но повлияет ли это на эффективность принимаемых решений и скорость их реализации – большой вопрос.
Все это напоминает «мусорную реформу» в Петербурге, которая тоже была инициирована в последний момент, и целями которой декларировалось повышение эффективности уборки мусора, оптимизация документооборота по данной теме, и ускорение, в конечном итоге, уборки бытовых отходов. Однако, благие намерения Смольного в данном случае привели к тому, что в городских СМИ называется «мусорным коллапсом».
Если же возвращаться к процессам «цифровизации», то стоит напомнить, что Смольный и ранее высказывал подобные инициативы. Например, тема перехода в «цифру» активно обсуждалась в ноябре прошлого года, в рамках экспертного круглого стола. Однако, уже тогда многие высказывали мысль, что сама структура городских органов власти в своей основе «противостоит цифровизации». Самой же любопытной деталью является то, что список цифровых проектов, предложенных тогда, был напечатан на бумажном, аналоговом носителе.
В итоге стоит еще раз сказать: оцифровка работы государственных учреждений – это, в целом, благо. Но стоит помнить, что «цифра» — это не самоцель и не панацея от всех болезней, а всего лишь инструмент. И чтобы этот инструмент эффективно работал, нужны умелые «руки», которые будут его использовать. Но пока сама структура комитетов городской администрации не позволяет говорить о том, что цифровизация принесет в ближайшем будущем ощутимую пользу городу.