Ярмарка, которую мы... потеряли

Ярмарка, которую мы... потеряли

«Российский фермер» называли крупнейшим в Восточной Европе агропромышленным и продовольственным форумом. Его «наследнице» — «Агроруси» уготованы, похоже, позиции рядового мероприятия Все, казалось, было, как прежде.

«Российский фермер» называли крупнейшим в Восточной Европе агропромышленным и продовольственным форумом. Его «наследнице» — «Агроруси» уготованы, похоже, позиции рядового мероприятия

Все, казалось, было, как прежде. То же время, то же место, тот же «антураж»: выставочная экспозиция в павильонах «Ленэкспо», торговые ряды на открытых площадках выставочного комплекса, людские заторы на входах, VIP-делегация во главе с самым главным аграрием России — министром сельского хозяйства, деловые тусовки предпринимателей аграрного бизнеса. Еще песни-пляски на большой эстраде при «конферансе» бессменного ведущего — мастера разговорного жанра заслуженного артиста России Николая Поздеева... Все это давным-давно, еще в конце прошлого — двадцатого — века заняло свое достойное место в перечне значимых мероприятий Петербурга. Стало неотъемлемой частью его жизни. Агропромышленная выставка-ярмарка «Агрорусь». В ее духе уживалась и бесшабашность праздника, и рыночно-базарная толкотня, и солидность деловых мероприятий. Вот этим духом были наполнены репортажи с ярмарки, публикуемые на стыке лета и осени в нашей газете. Но что-то... цепляло, что-то наводило на мысль: «Да, все вроде, как прежде. И — не так!!!»

«В Москву! В Москву!»... А чем мы хуже?

Впрочем, только ли сейчас зацепила сознание эта мысль?

— Думаю, эта ярмарка изживает себя, — год назад делился впечатлениями большой аграрный начальник из Ленинградской области. — Специалистам здесь делать уже нечего, и «денежным мешкам», которые готовы вкладывать средства в АПК, здесь неинтересно. Если раньше можно было поискать на ярмарке потенциальных партнеров по бизнесу, то теперь они все куда-то исчезли... Скорее всего, на Москву переориентировались. Там тоже аграрная выставка проводится, «Золотая осень» называется. Вот она-то как раз и ориентирована на людей агробизнеса.

Фермеры из Волгоградской губернии и из Краснодарского края, помнится, тоже откровенно скучали:

— Ездить сюда далеко, накладно, невыгодно. Для дела полезнее в Москву на тамошнюю осеннюю ярмарку. Торговли на этой «Золотой осени», правда, почти никакой нет. Зато за оптовиков можно зацепиться, технику новую присмотреть.

Ну зациклился народ на Москве! Случайный ярмарочный знакомый, представитель тихвинского завода «Титран-Вепс» (это, кто не знает, бывший филиал некогда великого и могучего Кировского завода), нос задрал выше крыши:

— Показывать продукцию здесь, в Питере, для солидной фирмы — мелко. Все равно что на деревенской ярмарке. Мы едем в Москву на ВДНХ. Там будем презентовать новый трактор.

Масла в огонь подлил коллега-журналист:

— Тебе не кажется, что ярмарка мельчает? Становится похожей на обычный городской базар. Таких «ярмарок» в Питере теперь много. Может, размах не такой огромный, но наполнение похожее: торговые ряды с медом и овощами, саженцы и удобрения — для утехи садоводов и огородников, шашлыки и пиво.

В «мельчание» упрямо не хотела верить. Потому что «Агрорусь», до прошлого года именовавшаяся Всемирной ярмаркой «Российский фермер», признанная в свое время крупнейшей в СНГ и Восточной Европе агропромышленной и продовольственной выставкой-ярмаркой, была частичкой и моей жизни.

Двенадцать лет назад, в сентябре 1992 года, в «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована моя не совсем, мягко говоря, оптимистичная статья под названием «Американская улыбка «Российского фермера». Какой тогда увиделась первая в истории новой России крестьянская ярмарка?

«...Практически с каждого второго прилавка торгуют теми же товарами, которые есть в большинстве коммерческих ларьков и магазинов: промышленный ширпотреб. Верх ярмарочного «совершенства»: парень-коробейник в стилизованном рус- ском наряде, с ослепительной «американской» улыбкой, предлагающий публике баночную «пепси-колу». Ярмарка не стала, как этого хотелось бы, местом заключения многочисленных оптовых сделок. Не удалось определиться с емкими рынками сбыта фермерской продукции. Не получилось далеко идущих контактов между представителями промышленных предприятий и фирм, производящих и реализующих нужную для сельскохозяйственного производства продукцию».

Жизнь повернулась так, что впоследствии на протяжении всех ярмарочных лет «кухню» этого самого «Российского фермера» мне пришлось наблюдать изнутри. В соавторстве с другими «наблюдателями» мы даже написали книжку про нашу ярмарку, в которой изложили всю подноготную.

Основные вехи припомню и сейчас.

Идея «Российского фермера» родилась в то самое смутно-вседозволенное время, когда кто-то решил, что «фермеры накормят Россию». Возможно, земледелец-частник процветает где-то на необъятных просторах Родины и по сей день, в окрестностях же Питера — в Ленинградской области — фермерство по большому счету «не пошло». Индустриализация ЛенАПК еще в советские времена была настолько мощной, что бывшие совхозы (нынешние сельхозАО и сельскохозяйственные производственные кооперативы — СПК), перемучившись во времена горбачевских «перестроек», ельцинских «сельхозреформ», выжили.

И вот, представим себе, руководителей этих самых сельхозАО и СПК приглашают на фермерскую ярмарку... «Не поедем!!!» — чуть ли не хором заявляли они. Но — ехали. На разведку. Инкогнито. Убегая от журналистов, желающих взять у сельскохозяйственных мэтров хотя бы короткое интервью, кричали через плечо: «Без комментариев!!!»

От пахаря до президента

Своеобразный «комментарий» отыскался в редакционной подшивке «Санкт-Петербургских ведомостей» десятилетней давности. Тут уже о третьей по счету ярмарке «Российский фермер» речь идет.

«Надо сказать, что для «совхозников» фермерская ярмарка в Гавани стала своего рода открытием. Если на предыдущие директора и специалисты акционерных хозяйств приезжали как обычные посетители — «посмотреть, оценить», то теперь они — полноправные участники ярмарки.

Двадцать шесть крупнейших хозяйств Ленобласти торгуют на фермерской ярмарке, хотя желающих принять в ней участие было гораздо больше — урожай-то нынче богатый, девать некуда. Для овощеводческих АО ярмарка — «отдушина». Везут сюда свою продукцию «Ленсоветовский», «Бугры», «Шушары», сельхозАО имени Тельмана. И не только овощи. В большинстве хозяйств налажена своя переработка. Вместе с «дарами полей» предлагают совхозную колбаску, ветчину, сметанку и сливки.

Да, это было одним из самых важных событий третьей Всемирной ярмарки «Российский фермер» — ее признали коллективные хозяйства. И по достоинству оценили».

Боже мой, какой сценический пафос — «по достоинству оценили»!.. На самом деле наши аграрии здесь вовсю работали: находили партнеров по бизнесу, вели переговоры, оформляли сделки и заключали договоры. Не где-то за пределами государства Российского, а в «Ленэкспо» на «Российском фермере» снабженцы обнаружили финскую фирму, производящую зерноуборочные комбайны. И эти комбайны сегодня благополучно трудятся на полях Ленинградской области.

На «Российском фермере» наши сельхозпроизводители нашли закупщиков-оптовиков из северных регионов России, куда без проволочек можно отправлять овощи и картошку, мясо и куриные яйца. И до сих пор отправляют.

На «Российском фермере» малый бизнес Питера и Ленобласти закупал мини-цехи для хлебобулочного, мясо- и молокоперерабатывающего производства. «Этот «Российский фермер» увел у меня личного шофера!!! — жаловался начальник районного сельхозуправления. — Пока я с министром встречался, он, водила, присмотрел яичный инкубатор. Купил его и... отбыл на ПМЖ в Бурятию. Вместе с инкубатором. И сейчас там — чуть ли не главный фермер-птицевод!»

Прежние организаторы питерской сельскохозяйственной ярмарки, помнится, мечтали о «золотой середине»: сохранив традиции стародавних крестьянских торжков, совместить их с официозом крупной агропромышленной выставки, с деловыми и общественно-политическими мероприятиями, вписаться в европейский антураж выставочного комплекса «Ленэкспо» в Гавани.

Мечты стали реальностью во всем, включая такое понятие, как «общественно-политическое мероприятие». На протяжении всех лет открытую трибуну выставки-ярмарки использовали все, кто рвался во власть или уже был в ней, — для поддержания собственного имиджа: губернаторы и кандидаты на эту должность, депутаты Госдумы и законодательных собраний и опять же — кандидаты. Ярмарку «уважало» окружение российского экс-президента. Иначе не устроило бы в свое время в рамках сельскохозяйственной (!) выставки обширную и «сладенькую» фотоэкспозицию личного фотографа Бориса Николаевича, где «дорогой и любимый папа» улыбался народу то в окружении дочерей, то на прогулке с младенческой коляской.

В прошлом году прибывший на ярмарку министр сельского хозяйства Гордеев активно агитировал собравшихся за новоявленный РАД — «Российское аграрное движение» (за организацию, ныне успешно почившую в бозе), за «Единую Россию». Понятно: на пороге маячили выборы президента. Мимоходом, но значимо припоминалось, что Владимир Владимирович Путин в середине 1990-х годов был заместителем председателя оргкомитета Всемирной ярмарки «Российский фермер».

Пик «Российского фермера» пришелся на 1997 год. Широко отмечался и десятилетний юбилей в 2001 году.

На изломе

Когда случился перелом? В «дефолтовом» 1998-м, когда организаторы ярмарки не смогли рассчитаться с кредиторами? Или чуть позже, когда в Первопрестольной прошла впервые, а потом крепко обосновалась международная агропромышленная выставка-ярмарка «Золотая осень», со всех сторон опекаемая и финансируемая российским правительством, всемогущим мэром столицы Юрием Лужковым и кучей всяких разнообразных внебюджетных организаций?

Москва завлекла, перетянула к себе немало постоянных участников «Российского фермера». Питерская ярмарка становилась похожей, скорее, на местечковое мероприятие с участием в большинстве своем предприятий, фирм и организации Северо-Западного региона. В первую очередь — Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Надо признать, многих деловых участников выставки-ярмарки раздражала та составляющая «Российского фермера», которая именовалась «крестьянским торгом» и с годами становилась доминантой мероприятия. В то же время организаторы не могли отказаться от «торжища». К нему за десяток лет успели привыкнуть рядовые петербуржцы.

Не будем гадать — почему, но случилось... Полтора года назад Министерство сельского хозяйства России, не имевшее никакого отношения к идее рождения «Российского фермера», не сильно озабоченное опекой этого мероприятия в самые трудные — первые годы его становления, но с некоторых пор взявшее под свой «контроль» все более или менее значимые российские сельскохозяйственные ярмарки, решило проводить ежегодный тендер на право называться... организатором очередного «Российского фермера».

Право отстояла Петербургская продовольственная корпорация. Правда, название ярмарки пришлось поменять на «Агрорусь», поскольку «родители» «Российского фермера» (тоже, к слову, участвовавшие в тендере, но по итогам конкурса отодвинутые на третье место) не захотели отдать победителю именной бренд.

Одним из заметных отличий прошлогодней ярмарки были... ярко-желтые шарфики и галстуки, которыми для выделения из остальной публики (по примеру зарубежных выставочных мероприятий) снабдили организаторов. Но это, конечно же, не главное. А вот главное: стремление новых организаторов по-настоящему наполнить «Агрорусь» деловым содержанием. С этой целью первый павильон «Ленэкспо» обозначили как «бизнес-территорию», закрыли для праздношатающейся публики. Там появились «отсеки», где могли уединиться для деловых переговоров участники выставки, где проводились презентации продукции отечественных и зарубежных производителей. Показательные торги и оптовые закупки сельхозпродукции, форумы, конференции и семинары — все это составляло деловую часть выставочно-ярмарочной программы.

Но процесс «неприятия», похоже, уже зашел достаточно далеко. Отсюда те откровения аграрных руководителей, бизнесменов и простых фермеров, которые я припомнила в начале своего повествования.

Под несчастливым номером 13

Проводился или не проводился тендер в нынешнем году — неизвестно. Во всяком случае аграрные масс-медиа публику об этом, как прежде, не информировали. Может, потому, что единственно возможный организатор — Петербургская продовольственная корпорация... приказала долго жить? Не в общепонятном смысле этого изречения, а в том смысле, что пережила серьезную реорганизацию, поменяв и название, и весь руководящий состав.

Всего лишь за два-три месяца до официального открытия «Агроруси-2004» (на подготовку которой, к слову, уходит не меньше года) стало известно, что на роль организатора «назначено» ВАО «Ленэкспо».

«Ленэкспо» и прежде значилось в числе организаторов этой ярмарки. Понятно: территория-то его. И потом выставочники на высоком профессиональном уровне готовили международный раздел экспозиции. Но в очень сжатые сроки подготовить на таком же высокопрофессиональном уровне специализированную агропромышленную выставку-ярмарку... Проблематично. Аграрии по своей ментальности — народ достаточно консервативный. «Притащить» в разгар уборочной страды селянина на некое городское празднество не так-то просто. И вообще невозможно, если он, селянин, уже твердо решил для себя: «В Москву! В Москву! На «Золотую осень».

Да, дух ярмарки был прежним. Но вот пролетела, отзвенела, отплясала «Агрорусь-2004». Появилась возможность не спеша, как бы со стороны, оценить все происходившее. И понять, что же теперь было «не так». Что — цепляло.

Мощного конгломерата, объединяющего и крестьянский торг, и крупную агропромышленную выставку, — не получилось. Медовый «вал» при убогом наборе плодоовощной продукции и почти при полном отсутствии продукции животноводства (за чем, собственно, и спешил на ярмарку питерский обыватель) — это не крестьянский торг. Пустующие выставочные площади на первом и втором этажах четвертого павильона «Лен-экспо» — это недоукомплектованность экспозиции.

Родной город тоже не сильно озаботился тем, чтобы во всей «многоликости» представить предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности во втором павильоне «Ленэкспо». Видимо, поэтому Питер «разбавили» экспозициями других регионов. Хотя была здесь изюминка, раскрутить которую организаторам питерской экспозиции оказалось недосуг. Впервые (!) под городским «флагом» экспонировались сельхозпредприятия — СПК «Детскосельское», «Шушары», «Пригородный».

«Ярмарка обнищала», — констатировали представители агробизнеса. На последнюю выставку привезли минимум сельскохозяйственной техники. Минимум — оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. Давно уже не демонстрируют здесь мукомольных агрегатов «в действии». Равно как и мини-техники для приусадебных хозяйств. Деловая программа «Агроруси-2004» предлагала участникам солидные мероприятия, но при этом не была насыщена, как прежде, практическими семинарами по отраслям сельскохозяйственного производства, приусадебного хозяйства, садоводства и огородничества.

Впервые за последние годы игнорировали петербургскую агропромышленную ярмарку соратники — организаторы берлинской «Зеленой недели», прежде устраивавшие здесь не только свои презентации, но и конкурсный отбор российских предприятий — потенциальных участников очередной выставки-ярмарки в столице Германии.

Вот такой... хромоногой оказалась «Агрорусь-2004» — международная агропромышленная и продовольственная выставка-ярмарка, проводимая в славном городе Санкт-Петербурге. В «несчастливый» тринадцатый раз.

Это не упрек в адрес нынешних организаторов. Специалисты «Ленэкспо» старались как могли разрулить ситуацию и поневоле оказались ее заложниками.

Дальнейшая судьба питерской сельскохозяйственной ярмарки, названной однажды «зачинательницей ярмарочного буйства в России», — непонятна, призрачна, туманна. Прогнозируется с трудом. Тут «или — или».

Первое «или»: спокойно-тривиальное. Остаться рядовой, местечковой выставкой, подслащенной медовой ярмаркой.

Второе «или»: вернуться если не на международную, то хотя бы на всероссийскую арену.

Третьего, увы, не дано. Если, конечно, мы эту ярмарку еще не потеряли.

От редакции

Этот материал нашего обозревателя Татьяны Марьиной продиктован искренней тревогой за судьбу крупнейшей в городе агропромышленной выставки. Мы понимаем, что не все могут разделять высказанные здесь мысли, а потому готовы продолжить разговор об «Агроруси». И выслушать всех, кто имеет другую точку зрения на состояние дел и перспективы ярмарки.