Звонок тревоги нашей

Звонок тревоги нашей

Почти пять тысяч обращений петербуржцев принимает за сутки милицейская служба «02» Сегодня — День милиции. Накануне мы побывали в самой «горячей точке» нашего города.

Почти пять тысяч обращений петербуржцев принимает за сутки милицейская служба «02»

Сегодня — День милиции. Накануне мы побывали в самой «горячей точке» нашего города. Там, где знают обо всех его тревогах и событиях, которых лучше бы и не было. Но они случились, и, значит, нужно принимать экстренные меры. Эта «горячая точка» — служба милиции «02». Короткий телефонный номер, который каждый из нас всегда держит в памяти. На всякий случай.

Служба находится в здании ГУВД Петербурга и Ленобласти на Суворовском проспекте. Она занимает большой зал, где на рабочих местах — компьютеры, телефоны, наушники. Те сообщения, что находятся в компетенции правоохранительных органов, тут же вносятся в оперативную память компьютера и по электронной связи передаются в соответствующие отделы милиции или сотрудникам ГИБДД для оперативной работы.

Именно из этой службы после происшествия поступает сигнал SOS, зовущий на помощь людям, попавшим в беду или аварию. Именно отсюда, из этого зала, начинается отсчет времени, которое будет потрачено на раскрытие преступления. И при положительном исходе позволит сказать, что сделано это было по «горячим следам», а в коллективном отчете обязательно назовут фамилию сотрудника службы «02», проявившего оперативность.

На линии 02 одновременно работают 12 человек, почти все — женщины. При шквале телефонных звонков об этом сообщает специальное табло. На его темном фоне появляются красные цифры: 1, 2, 3... 15... 20. Это очередь заявителей, которая регулируется автоматически, распределяя сигналы среди освободившихся операторов.

Служба «02» — такое место, где всегда «час пик». Но бывает, если можно так сказать, и «сверхпиковое» время: с 9.00 до 12.00, когда обнаруживаются ночные кражи в офисах, магазинах и иных местах, а владельцы автомобилей, отправляясь на работу, не находят своих машин. А еще запарка — с 17.00 до 2.00, когда в основном поступают сообщения о квартирных кражах, происшествиях на улицах, подъездах и в быту. Работа, понятно, напряженная, но она всегда идет по четко отработанному алгоритму.

За сутки служба «02» принимает до пяти тысяч звонков. Цифра огромная. Но пусть она петербуржцев не пугает. Не происходит в нашем городе за 24 часа столько происшествий и преступлений. Зачастую наши сограждане обращаются в «02» не по адресу, не понимая, что отнимают у милиции оперативное время, важное для поимки преступников, хулиганов.

— Погас свет на лестнице, холодно в квартире, не работает лифт, во дворе долго стоит машина, соседи поссорились — такие звонки десятками поступают к нам ежедневно, — говорит Олег Пирогов, подполковник милиции, заместитель начальника дежурной части ГУВД, начальник службы «02». — Конечно, мы всех выслушиваем, даем совет, куда следует обращаться за помощью. Но, считаю, людей надо информировать, в каких случаях следует набирать именно 02. К примеру, заболевший человек сначала вызывает участкового врача и только при необходимости неотложной помощи звонит по 03. А у нас же при незначительном происшествии или при отсутствии такового люди набирают 02. Понятно — этот номер знают все, а телефон своего отдела милиции или участкового — единицы. Хочу подчеркнуть: 02 — это канал экстренной связи.

Мы поинтересовались у Олега Сергеевича, почему на такой психологически тяжелой работе, когда за сутки приходится получать массу негативной информации, заняты в основном женщины. Оказалось, именно «слабому» полу такая ноша по плечу. Людей, у которых беда, надо уметь слушать не только ухом, но и сердцем. У женщин это получается гораздо лучше, чем у мужчин, уверен подполковник Пирогов. И подчеркивает, что женщины здесь работают особенные: отдохнут минут 15, попьют чайку и снова готовы помогать людям, попавшим в беду.

Многие, обращаясь в «02», находятся в исключительно эмоциональном состоянии: у человека беда, горе, ему страшно и порой он испытывает боль не только душевную. Лишь единицы способны в такой ситуации говорить связно, не кричать, не плакать. А оператору службы нужно быстро выяснить суть: что случилось, где, когда, с кем, одновременно загрузить эту информацию в компьютер и решить, кому следует ее передать. Вот на днях позвонили из одного мехового магазина: неизвестная женщина пытается украсть дорогую шубу. Принимая это сообщение, оператор одновременно послал сигнал на вызов по адресу магазина наряда милиции.

Если произошло ДТП и есть пострадавшие, служба «02» вызывает не только сотрудников ГИБДД, но и «скорую помощь». Кстати, о ДТП в день поступает около 400 сообщений: звонят все участники происшествия, страховые агенты; потерпевшие взвинчены, кричат, ругаются — и только женщины могут терпеливо «разрулить» эту ситуацию. Такие как старший лейтенант милиции Вера Смирнова, прапорщики Татьяна Лаврентьева, Татьяна Антонова, Надежда Раева, они работают в службе «02» уже более десяти лет.

Работа операторов под постоянным контролем: каждое сообщение обязательно фиксируется, а многие проверяются на качество приема. Это входит в обязанность заместителя начальника службы «02» подполковника милиции Любови Макаровой. Она смотрит, правильно ли принята заявка и отправлена ли оперативно по назначению.

— Бывает и так, что людям, позвонившим нам, конкретная помощь совсем не нужна, они хотят просто выговориться, успокоиться, прогнать свой страх. И мы поддерживаем беседу, понимая, что, возможно, таким вот образом отводим от человека страшную беду, — говорит Любовь Владимировна. — Мы учим своих сотрудников терпению, выдержке и вниманию к любому сообщению, кто бы его не передал.

— За последние десять лет очень изменился характер сообщений, поступающих в «02», — добавляет Виктор Евченко, подполковник милиции, заместитель начальника дежурной части ГУВД. — Раньше нам реже звонили, меньше угрожали, а о лохотронах и террористических актах вообще разговора не было. Сейчас из-за ослабления правового и нравственного воспитания людей, особенно молодежи, в обществе очень много негатива. И это, как в зеркале, видно по тем заявлениям, что поступают по 02. Циничны, безнравственны ложные сообщения о заложенных бомбах, готовящихся взрывах. Но кто бы ни позвонил об этом — подросток, нетрезвый человек, шутник, — к каждому сообщению мы обязаны отнестись серьезно. Начинается проверка. В адрес выезжают наряд милиции, кинолог с собакой и одновременно идет выяснение личности звонившего анонима. Сейчас в большинстве случаев мы можем его установить.

Действительно, новое техническое оснащение службы позволяет это сделать. Можно узнать номер не только стационарного телефона, с которого сообщили о якобы готовящемся взрыве, но и мобильного. Имеется и фонографическая база голосов телефонных «террористов». Они записываются особым способом, и если даже звонивший каким-то способом попытается изменить голос, этого человека все равно могут установить. Именно так вычислили школьника из Красногвардейского района, который передал по 02 восемь ложных сведений о заложенных бомбах.

Но во время нашего посещения службы «02» такая информация, к счастью, не поступила. В основном сообщали о ДТП и угнанных автомобилях. Но день только начинался...

Служба «02» лишь одно из подразделений большого отряда работников милиции, которые ежедневно занимаются охраной правопорядка в нашем городе. Пожелаем им успеха в работе, а всем нам — безопасной жизни. С праздником!