С «трона» — на тюремные нары перекочевал один из лидеров криминального мира Петербурга

С «трона» — на тюремные нары перекочевал один из лидеров криминального мира Петербурга

Кто понимает, тот оценит. В Петербурге задержан лидер «пермской» организованной преступной группировки — одной из крупнейших...

Кто понимает, тот оценит. В Петербурге задержан лидер «пермской» организованной преступной группировки — одной из крупнейших в городе. Посадка человека такого уровня — из числа первых лиц «бандитского Петербурга» — происходит раз в несколько лет и является результатом огромной многомесячной работы десятков людей. Событие это случилось 11 ноября прошлого года, но подробно рассказать о его подоплеке стало возможным только сейчас — следствие закончено, и обвиняемый в одном из кабинетов «Крестов» при помощи четырех адвокатов знакомится с материалами дела. Суд предстоит нелегкий — как это бывает в подобных случаях, для вызволения лидера «братки» не жалеют ни сил, ни средств. И потому, дабы не давать им повода обвинить нас в давлении на правосудие, мы не будем называть истинных фамилий членов группировки — ограничимся кличками (впрочем, весьма говорящими). А также сделаем специальную оговорку: подробности вменяемых преступных эпизодов, а также их оценка, даны В ВЕРСИИ СЛЕДСТВИЯ. Остальные же детали, характеризующие жизнь и нравы преступного сообщества, — за рамками дела. Они интересны более читателям, чем адвокатам и судьям, и потому, будем надеяться, не станут предметом каких-либо претензий к автору.

Кувалдой по рукам

«Пермские» появились на невских берегах в период великого криминального беспредела начала 1990-х. Шла борьба за сферы влияния, подводился под «крыши» нарождающийся бизнес, город сотрясали бандитские разборки. В этой беспощадной, до полного уничтожения, войне побеждали лишь самые хитрые, жестокие и коварные.

Казалось бы, у «варягов», без корней, связей, позиций в местных правоохранительных органах, шансов на победу не было вовсе. Тем не менее питерским пришлось потесниться, и на криминальный «олимп» взошли «казанские», «тамбовские», «воркутинские», а вместе с ними и пермяки, возглавляемые человеком по кличке Ткач.

Родился он в 1956 году, а в 1984-м был судим за кражу в городе Краснокамск Пермской области. Судя по всему, на родине его криминальному таланту развернуться было негде, и Ткач рванул в северную столицу. Вместе с ним «на ловлю счастья и удач» прибыли соратники — Мухан, Штиля, Людоед, Коля Шланг. Обосновавшись, набрали под свои знамена местных бойцов и пустились во все тяжкие. Обычные для тех времен дела: рэкет, разбойные нападения. Под влияние «пермских» постепенно попал ряд крупных фирм, несколько ресторанов, в том числе и ночной клуб «Классик».

Последний был настоящей вотчиной «братков» — здесь они отмечали праздники и дни рождения, расслаблялись после «трудовых будней», пригласив проституток и выставив охрану. Здесь у Ткача был офис, где он проводил деловые переговоры и отдыхал с молоденькой подружкой по имени Диана.

Помимо всего прочего это заведение было известно еще и тем, что там в огромных количествах продавался наркотик экстази, производимый в принадлежащей Ткачу подпольной лаборатории. Имелась при клубе и баня, которая помимо прямого назначения использовалась как пыточная. Приглашенным «на ковер» провинившимся Ткач лично ломал руки специальной кувалдой, которую возил в багажнике своей машины.

По свидетельствам очевидцев, Ткач отличался феноменальной жадностью. Несмотря на то что ворочал огромными деньгами и имел недвижимость как на родине, так и за границей (в том числе, как утверждают, и на экзотическом острове Бали), не гнушался при случае стащить в магазине упаковку жвачки или дешевую авторучку. Хвастал тем, что из номера заграничного отеля прихватил мыло или полотенце...

В отличие от лидеров других группировок, которые, захватив предприятия, давали им возможность работать и потихоньку «подаивали», Ткач таковые попросту банкротил и распродавал. Деньги забирал себе под предлогом помощи томящимся на зонах «браткам». На самом деле деньги тут же переводились за границу на секретные счета. Когда же в 1999 году на него вышли земляки, пермские воры в законе, с просьбой о засылке денег в зону, он ответил коротко и ясно: «Я нищим не подаю».

После этого в него дважды стреляли из снайперской винтовки прямо у порога «Классика». Один раз попали в охранника, другой — в самого Ткача, но выстрел оказался не смертельным. Вскоре после этого в ночи загорелся его дом под Выборгом. Двери оказались подпертыми снаружи, и Ткачу пришлось прыгать в окно с довольно большой высоты. Он сломал позвоночник, а его отец выбраться не сумел и сгорел вместе с домом. Знающие люди говорят, что ответной акцией стал отстрел воров в Перми, но явных доказательств причастности Ткача к этим событиям нет.

Зато меры по обеспечению собственной безопасности он предпринял. За помощью обратился в охранную фирму «Балтик-эскорт».

Неугодный должен умереть

В течение трех последующих лет охрану Ткача осуществлял сотрудник «Балтик-эскорта» Александр Пилуев. Работу свою исполнял добросовестно, в криминальные дела клиента не совался. Тем не менее в конце концов их отношения испортились.

Ткач все больше времени стал проводить за границей, охранника туда с собой не брал и платил ему только за работу во время своих кратких визитов на родину. Пилуев выразил недовольство, а получив от Ткача отказ, попросту от него ушел. Фирма выделила ему другой объект — ресторан «Парадокс». Однако проработал там Пилуев недолго. 6 апреля 2002 года в подъезде дома на Замшина, где он проживал, Александр получил несколько пуль в упор от неизвестного киллера.

Выжил он чудом — спасли мастерство врачей и огромные деньги, которые фирма вложила в лечение. Полгода Пилуев был без сознания, потом стал давать показания. Расследованием занимались оперативники отдела по раскрытию заказных преступлений криминальной милиции ГУВД.

Выяснилось, что незадолго до выстрелов в парадном Пилуеву нанесли несколько подозрительных визитов члены «пермской» группировки. Один из них, правая рука Ткача по кличке Чечен, просил устроить своего друга в «Балтик-эскорт». Пилуев эту просьбу исполнил. Другой «пермяк» пришел просто передать привет от Ткача. Этот человек, уверял Пилуев, и был тем самым киллером — так обычно им показывают будущую жертву. Проанализировав полученную информацию, оперативники отбросили разрабатывавшиеся до этого версии, связанные с коммерцией и женщинами, и определили для себя главное направление поиска: заказ Ткача.

К тому времени его группировка по численности перевалила уже за сто человек. Бойцы подразделялись на 9 «грядок», каждую из которых возглавлял бригадир. Тщательно присмотревшись, оперативники обнаружили в одной из них, возглавляемой Чеченом, большое количество загадочных смертей. С большой степенью вероятности можно было предположить, что «грядка» эта была киллерской. Так целенаправленно в бандитских империях обычно убирают либо тех, кто отработал свой заказ, либо тех, кто слишком много знал.

Разумеется, ясность мог бы внести сам Чечен, но он неожиданно... пропал. По полученным оперативниками данным, Чечен был жив, просто скрывался от Ткача — видимо, имел основания опасаться за свою жизнь.

Поиски его увенчались успехом. Чечена задержали в машине на Пулковском шоссе. Первыми словами его были:

— Я давно жду этого ареста. Я знаю очень много. Меня должны были ликвидировать. Я сам хотел идти вам сдаваться...

«А долг отдашь кровью...»

Чечен — фигура столь же трагическая, сколь для нашего времени и типичная. Бывший спецназовец, храбро воевавший во многих горячих точках, вернувшись в мирную жизнь, вдруг оказался не у дел. На помощь ему пришел Ткач. Дал ему в долг тысячу долларов, а когда тот не смог вовремя вернуть, предложил работать на себя. Выбора у Чечена, как он считал, не оставалось — бандитские нравы ему были хорошо известны...

Первым заданием, которое он получил от нового хозяина, был взрыв автозаправки на 84-м километре трассы «Скандинавия». Незадолго до этого Ткач, попытавшийся стащить там с прилавка у заправщицы пачку жвачки, получил от охранника дубинкой пониже спины. Такой удар в среде уголовников считается крайней степенью унижения. Спорить со стражем порядка Ткач в тот момент не решился, но злобу затаил, решив эту автозаправку просто уничтожить.

Устраивать настоящую катастрофу с пожаром и неминуемыми человеческими жертвами Чечен категорически не хотел. И потому пошел на хитрость. Два выданных ему взрывных устройства он установил на дороге неподалеку от заправки, третье — на крыше трансформаторной будки в 50 метрах от нее. Причем так, чтобы первые взорвались, а последнее — нет. Опыт позволил ему все рассчитать так, чтобы заправка от взрыва не пострадала. На место происшествия приехали сотрудники милиции и ФСБ, по факту взрыва возбудили уголовное дело.

Но Ткач был недоволен. Чтобы довести задуманное до конца, он выдал Чечену еще полтора килограмма тротила, детонатор и часовой механизм. В качестве помощника послал бойца по кличке Тоха. Но Чечен умудрился его обмануть, заменив батарейку в часовом механизме на неисправную. По его приказу Тоха установил взрывное устройство в туалете заправки. «Адскую машинку» вскоре обнаружил охранник. Возникло еще одно «глухое» уголовное дело. А Ткач, проколовшись вторично, от замысла своего на этот раз отступился.

Подробности этой истории Чечен рассказывал оперативникам на следственном эксперименте с выездом на место.

— А вот та самая трансформаторная будка, куда я тогда взрывное устройство установил, — сказал он.

Оперативники посмотрели и ахнули — «адская машинка», установленная два года назад, стояла целехонькая...

В феврале 2002 года, рассказывал Чечен, Ткач обратился к нему с поручением ликвидировать Пилуева. Чечен взял от шефа пистолет, проделал всю подготовительную работу — провел слежку за будущей жертвой, определив оптимальные время и место нападения. А потом на лыжной прогулке с «братками» в Токсове сымитировал вывих ноги и заявил, что выполнить задание не сможет...

Ткач перепоручил дело некоему Саше. В присутствии Чечена передал ему пистолет, объяснил, кого, где и как надо «мочить». Саша не подвел — сначала сходил к «клиенту», передал привет, а потом стрелял в него в подъезде. Два месяца Ткач ждал, что Пилуев умрет, но тот выжил. Возникла угроза, что он выведет следствие на Сашу, и потому последнего приговорили к смерти. Чечен с Тохой вывезли его на дорогу Гатчина — Тосно, где Тоха завел Сашу в лес, застрелил и закопал в канаве. Вскоре, впрочем, такая же участь постигла и самого Тоху — его труп, закопанный в лесу, по наводке одного из «пермяков» оперативники нашли в 20 километрах от Сашиного. Могил таких, как говорят, в тех местах очень много...

Следующим, понимал Чечен, должен был быть он сам. Не дожидаясь, пока его настигнет месть шефа, он скрылся. Ткач «вычислил» его, предложил приехать, обещал деньги, поездку за границу. Но тот не поверил и скрылся снова. Охота на него, таким образом, шла с двух сторон. Но оперативники «братков» опередили.

Из «Европы» — в наручниках

Просуммировав информацию, полученную из разных источников, оперативники приняли решение задержать самого Ткача. Сделать это было непросто — большую часть времени он проводил за границей и на родине появлялся совершенно непредсказуемо. Поймать этот момент, однако, удалось. Ткача решили брать в момент переговоров с неким бизнесменом, предложившим ему выгодную сделку. Переговоры должны были пройти в баре отеля «Европа». Вход в отель заблаговременно взяли под наблюдение, в баре под видом посетителей сидели несколько оперативников. Ткач тем не менее появился неожиданно — судя по всему, прошел через служебный вход.

Брали его аккуратно, без шума. Тут же надели наручники и маску — на тот случай, если у входа дежурит его охрана и информация от нее утечет раньше времени. Разумеется, Ткач сделал вид, что он ничего не понимает. Уверял, что это недоразумение, и оно скоро разрешится. Обещал подключить для решения вопроса свои могучие связи. Но связи никакие так и не проявились — то ли их не было, то ли «могущественные покровители» не решились светиться. Суд Ткача арестовал.

При себе задержанный имел 9 сотовых телефонов — по одному на каждую «грядку». Конспиратор он был отменный — бригадиры его друг друга не знали, каждый звонил шефу по своему телефону, обращаясь к нему по вымышленным именам.

В день задержания был проведен обыск в «Классике». В кабинете Ткача обнаружили потайную дверь на улицу и тайник с автоматом чешского производства. Разумеется, Ткач от него отказался — дескать, в этом кабинете много кто бывал. Отпечатков пальцев на автомате не обнаружили, он так и остался «бесхозным» и в уголовном деле не фигурирует. Оборудован был кабинет и антипрослушивающим устройством — записывать себя Ткач никому не позволял. Хотя сам всегда в кармане носил маленький диктофон.

Сегодня Ткачу вменяется 5 заказов на убийства. Пилуев, оставшийся в итоге инвалидом 1-й группы, предъявил ему иск в размере 500 тысяч рублей. Но взыскать что-то с Ткача будет проблематично — все его движимое и недвижимое имущество, за исключением одной квартиры, записано на других людей. Более того, он уверял, что у него нет денег даже на адвокатов — на них скидывались «братки». Между тем несколько месяцев назад в аэропорту «Пулково» таможня задержала гражданина, который пытался ввезти груз золотых изделий на сумму 800 тысяч долларов — по оперативным данным, эти деньги были предназначены для «решения проблем» с томящимся на нарах лидером «пермских».

Вместе с хозяином по делу проходит и Чечен. Правда, ему вменяется лишь использование незаконного взрывного устройства. Но зато он состоит под судом по другому делу — о незаконном завладении автотранспортом (вместе с командой «бойцов» отнимали у владельцев дорогие иномарки). Приговоры, если они состоятся, в соответствии с законом будут просуммированы.

А «пермская» группировка жива и действует, хотя и не столь активно — все-таки без «мозгового центра» трудновато. Но место Ткача никто не занимает — «братки» не теряют надежды, что он еще вернется.