Деньги на реставрацию "культурных" объектов потекут рекой?

Деньги на реставрацию "культурных" объектов потекут рекой?

Если верить заверениям чиновников, то в ближайшие годы город может получить довольно крупные суммы на развитие и реставрацию обветшавших объектов культуры.

Если верить заверениям чиновников, то в ближайшие годы город может получить довольно крупные суммы на развитие и реставрацию обветшавших объектов культуры. Во вторник руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой рассказал об основных федеральных проектах, которые планируется осуществить на территории Петербурга.

Несмотря на то, что 300-летие города уже позади, "деньги сюда все текут и текут"... С этой фразы свою речь об инвестициях в городские объекты культуры начал начальник инвестиционно-целевых программ Федерального Агентства по культуре и кинематографии Феликс Киселев. В прошлом году Северо-Западной Дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации было освоено 600 миллионов рублей, причем более 80 процентов этих денег были «реализованы» в Петербурге. В этом году Петербург рассчитывает получить гораздо больше - до 1,5 миллиарда рублей. Именно такие суммы предусмотрены федеральным бюджетом. А всего для Северо-Западного округа Минкультуры готов выделить более 3 миллиардов рублей.

В числе самых главных инвестиционных проектов Михаил Швыдкой назвал строительство вторых сцен Мариинского и Александрийского театров, реконструкцию Летнего сада, строительство второй очереди фондохранилища Эрмитажа, а также строительство фондохранилищ Этнографического музея и Российской Национальной Библиотеки.

«Мариинку» сделает Перро

Как пояснил Михаил Швыдкой, сегодня «все проблемы, которые разгорелись вокруг проекта строительства второй сцены Мариинского театра, решены». Резюме: работы будет выполнять французский архитектор, автор проекта Доминик Перро, который специально для этого зарегистрировал в России организацию под названием «Доминик Перро – Россия».

Договоренность между архитектором и руководством Федерального Агентства по культуре была достигнута недавно во время последнего визита Перро в Москву. В связи с этим руководитель Северо-Западной дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ Андрей Кружилин заявил, что объявленный ранее конкурс на предпроектные разработки, результаты которого обещали озвучить 10 марта, отменяется. Теперь все работы по проекту будет курировать его автор. Как заявил Михаил Швыдкой, с Домиником Перро даже подписан специальный контракт, согласно которому архитектор имеет право сопровождать проект до конца. Работы планируется провести до 2009-го года, а общий объем инвестиций в проект, по словам Михаила Швыдкого, не должен превысить 220 миллионов евро.

Александринский театр «переживет» свой юбилей

Что касается Александрийского театра, то, как сообщил Андрей Кружилин, сроки строительства его так и не определены, поскольку не сформулировано техническое задание. Для того, чтобы начать строительство второй сцены, необходимо снести ветхие здания, аккуратно извлечь фундамент и решить, что делать с общежитием, которое находится неподалеку. По расчетам Дирекции Госстроя, «физические работы» по строительству второй сцены Александринки могут начаться не ранее первого квартала 2006 года.

А вот первый транш на реконструкцию существующего здания театра уже получен, в связи с чем в ближайшие месяцы театр закроют для зрителей. Впрочем, недавно в одном из своих интервью художественный руководитель Александринки Валерий Фокин выразил сомнение относительно того, что дальнейшее финансирование будет регулярным. Неуверенность Валерия Фокина связана с тем, что постановление правительства РФ, утверждающее объемы и сроки финансирования, которое обещали принять еще летом прошлого года, так до сих пор и остается в подвешенном состоянии. Между тем, в 2006 году театр готовится отметить свой 250-летний юбилей. Руководство Александринки первоначально рассчитывало к этому времени успеть завершить все реставрационные работы, но сейчас уже усомнилось в реальности своих планов.

Как заявил сегодня Михаил Швыдкой, «финансирование можно произвести и без постановления правительства». И добавил: «Я устал жить от Дня рыбака до Дня колхозника. Честно: когда закончились празднования 300-летия Петербурга, то я выдохнул спокойно: слава богу, я не доживу до 325-летия, когда начнутся очередные торжества. Надо жить между праздниками. История Александринки в 2006 году, слава богу, не закончится. Но все же мы сделаем все возможное, чтобы к празднику провести необходимые работы».

Примерно миллиард рублей потребует и другой федеральный проект – Летний сад, концепция реставрации которого находится сейчас на стадии согласования. Правда, в текущем году на эти цели будет выделено всего 15 миллионов рублей. По словам Швыдкого, до 2009 года проект должен быть полностью реализован. А вот для строительства фондохранилища Российской национальной библиотеки планируется привлечь частных инвесторов.

Что касается Новой Голландии, то, по словам Михаила Швыдкова, он доволен, что город решил «сыграть в этом деле первую скрипку». По его мнению, на этой территории за счет частных инвесторов следует построить некий «бизнес-культурный центр», поскольку бизнес должен знать, зачем ему инвестировать свои деньги.

Заповедники объединятся?

Идея объединения государственных музеев-заповедников -«Ораниенбаум» и «Петергоф» - сегодня прозвучала в очередной раз. По мнению Михаила Швыдкого, это самый приемлемый вариант для развития обоих музеев. Сегодня состояние Ораниенбаума таково, что, если не начать восстановительные работы немедленно, он просто исчезнет. По мнению Михаила Швыдкова, этот музей-заповедник «в любом варианте» должен перейти на федеральное финансирование.

Михаил Швыдкой также выразил уверенность в том, что памятники со временем необходимо передавать в частные руки. Но, к сожалению Швыдкого, пока еще олигархи их не покупают. В том, что после передачи в частные руки памятники не станут дальше от народа, бывший министр культуры твердо убежден: «Во всех цивилизованных странах законодательство, регламентирующее передачу памятников в частные руки, необычайно строго: если хозяин общественно значимого объекта сделает его закрытым для публики, то памятник просто изымается...», - заявил он.

А вот инициатива местных властей ликвидировать разделение на федеральные памятники и региональные у Михаила Швыдкова вызывает скепсис. По его словам, сначала необходимо провести подробнейшую инвентаризацию объектов культуры, чтобы составить список тех, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть отлучены от государства. А потом уже решать, что делать с остальными.

Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру