Война не закончена, пока не похоронен последний павший...

Война не закончена, пока не похоронен последний павший...

«В каждом письме он сообщал, что дела идут хорошо, недалек тот день, когда Ленинград будут освобожден от блокады. В последнем письме от 12 февраля высказывал радость, что скоро будет освобождена Украина, и мы встретимся в родном селе.

«В каждом письме он сообщал, что дела идут хорошо, недалек тот день, когда Ленинград будут освобожден от блокады. В последнем письме от 12 февраля высказывал радость, что скоро будет освобождена Украина, и мы встретимся в родном селе...»

«Спасибо за известие про моего родного дядю! ...Когда дяденька Дмитро приезжал в гости из летного училища, в нашей хате наступал настоящий праздник, хоть и со слезами на глазах. Он очень красиво пел, особенно любил песню «Широка страна моя родная»...Когда к нам пришло уведомление, что летчик Дмитрий Мухар пропал без вести на фронте, для всей нашей родни перестало светить солнце, потому что мы очень любили его...»

Когда в Ленобласти, как и повсеместно в России, с 1993-го года была развернута программа создания «Книг Памяти», такие письма в областную рабочую группу приходили мешками. Через два года программа, как и многое на тот момент, накрылась «медным тазом». Но задействованные в программе поисковики дела не бросили, и вот уже 10 лет работают на энтузиазме.

Вообще, поисковиков сейчас не жалуют, потому что часто путают их с «черными следопытами», которые в силу жадности природной или порочной страсти разрывают и разворовывают места захоронений погибших на Ленинградском фронте солдат и офицеров – как своих, так и вражеских. Поисковые отряды же, напротив, созидают. Создают мартирологи, из которых отчасти и составляется «Книга памяти». Находят так называемые «верхние» захоронения (это когда погибших солдат не хоронили, а оставляли прямо на поле боя) и пытаются идентифицировать их. Так, за минувший год на территории Ленинградской области обнаружены останки 3 038 воинов, 2 868 были захоронены с воинскими и гражданскими почестями. На данный момент установлены имена 296 солдат и офицеров, на исследовании находятся 37 посмертных медальона.

Всего же с 1994-го по 2004-го силами поисковиков обнаружено и захоронено 33 003 воинов Красной Армии, погибших в боях под Ленинградом. Удалось установить имена 3 469 солдат и офицеров. Работа эта кропотливая, зачастую результатам, кроме поисковиков, порадоваться некому. Практически у большинства погибших солдат, призывавшихся из Ленинграда, родственники погибли во время блокады. Однако те, кого удается найти, всегда радуются новостям, запоздавшим более чем на 60 лет - ведь в большинстве своем родные погибших получали лишь уведомление о том, что такой-то такой-то пропал без вести на фронтах родины. В пятницу на межрегиональной конференции, посвященной «Книге памяти», родственникам солдата из Новгорода, сложившего свою голову в Гатчинском районе области, будут вручены обнаруженные его личные вещи.

Уникальные разработки, помогающие достаточно быстро идентифицировать обломки сбитых самолетов и их пилотов, были созданы за эти годы фондом поисковых отрядов Ленобласти. Так, несколько часов за компьютером и считанные минуты на месте помогли поисковому отряду в Ульяновке Тосненского района определить время гибели самолета, а также установить личность летчика. Им оказался известный на Ленинградском фронте летчик Михаил Лобанов. Сейчас фонд ищет его родственников.

Результаты работы поисковых отрядов из 17-ти субъектов федерации, трудившихся в области, вошли в 38-й том «Книги памяти» Ленобласти. Помимо обычного для этого издания мартиролога в юбилейном году в «Книгу» вошли сведения о необычных находках, архивные документы, письма родственников.

Юбилейный год поисковики будут встречать не с пустыми руками. Из обломков подбитых под Ленинградом танков они собирают танк Т-60. Работа практически завершена.

Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру