Дареному Петру в зубы не смотрят?

Дареному Петру в зубы не смотрят?

Какую-то необъяснимую слабость питает к Петербургу столичный скульптор Зураб Церетели. Каждый год он с завидным упорством пытается подарить городу свое очередное творение.

Какую-то необъяснимую слабость питает к Петербургу столичный скульптор Зураб Церетели. Каждый год он с завидным упорством пытается подарить городу свое очередное творение. До последнего времени петербургским архитекторам удавалось убеждать Смольный в том, что подарки московского мастера, мягко скажем, не вписываются в архитектурный облик северной столицы. Однако на сей раз Зурабу Константиновичу, кажется, удалось осуществить задуманное...

Последние несколько недель петербуржцы, проходящие мимо здания Манежа, испытывали настоящий культурный шок. В привычную скульптурную группу из братьев Диоскуров, поддерживающих свод, «втиснулась» огромная статуя Петра Первого. По сравнению с ним Диоскуры казались просто карликами. Еще бы: макушка первого российского императора практически задевала портик. «Кто поставил сюда такую громадину?» — крутилось в голове у горожан. Но как только люди узнавали, что в Манеже проходит выставка Зураба Церетели, все вставало на свои места...

«Город у вас небольшой, вот я и сделал вам Петра поменьше», — сказал Церетели на открытии выставки. Сказал явно в шутку, однако городские власти восприняли его слова как руководство к действию, попросив Зураба Церетели оставить своего очередного Петра в нашем городе. Просьба Смольного изрядно потешила самолюбие мэтра. Ведь до последнего времени Петербург оставался единственным городом России, где художественный уровень скульптур Церетели открыто ставился под сомнение.

Петербургская архитектурная общественность, узнав об этом «сговоре», была в шоке. «Подобная работа просто дискредитирует мастера», — заявил известный скульптор Борис Петров. Его коллега по цеху, попросивший не называть его имени, сообщил, что в Петре I работы Церетели насчитывается несколько десятков ошибок, в частности, в надписях на свитке. Как нам стало известно, Валентина Матвиенко ознакомилась с доводами питерских скульпторов. Однако они не возымели действия: когда губернатор приходит к какому-нибудь решению, переубедить ее практически невозможно...

Где будет стоять бронзовый Петр? Вице-губернатор Сергей Тарасов, которого, по слухам, главный архитектор Петербурга Александр Викторов смог убедить в нелепости скульптуры, предложил Валентине Матвиенко два варианта размещения: в парке 300-летия и перед гостиницей «Прибалтийская» со стороны залива. Иными словами, Тарасов предложил сослать Петра подальше от архитектурных достопримечательностей северной столицы. Однако Церетели проявил себя незаурядным знатоком географии Петербурга, решительно воспротивившись такому «отфутболиванию» своего творения на городские окраины.

По нашей информации, в споре Церетели и петербургских скульпторов Матвиенко приняла сторону первого и поручила архитектору Вадиму Спиридонову найти то место в центре города, где Петр смотрелся бы наиболее органично. Говорят, Спиридонов склоняется к двум вариантам: Летнему саду и Университетской набережной. Хотя нельзя исключать и того, что Петр, по просьбе администрации муниципального округа № 62, будет установлен на Петровском острове.

P. S. Хорошо еще, что Зураб Константинович решил не дарить Петербургу такие свои образчики современного искусства, как скульптуру Есенина, из спины которого растет береза, или картину с женщиной, облизывающей огромный фаллос...

Дмитрий Киров
Газета Московский Комсомолец в Питере №15/27 за 13-04-2005