Страшный сон депутата может стать явью

Страшный сон депутата может стать явью

Мы уже привыкли к тому, что выборы в нашей стране сопровождаются многочисленными скандалами.

Мы уже привыкли к тому, что выборы в нашей стране сопровождаются многочисленными скандалами.

Например, кандидата могут не зарегистрировать в избиркоме по причине присутствия «мертвых душ» в его подписных листах или снять с предвыборной гонки за «неправильные» документы. Но даже тем, кто всё-таки сумел стать депутатом, успокаиваться не следует.

Ведь результаты выборов можно еще и отменить по суду!

В минувший четверг, 3 мая, судья Нина Антоневич огласила в Городском суде Санкт-Петербурга решение об отмене результатов выборов в Государственную думу по 207-му Восточному одномандатному округу Санкт-Петербурга.

Следовательно, на одного депутата может скоро сократиться и нижняя плата российского парламента. В Российской Федерации этот случай — беспрецедентный. Впрочем, у проигравшей стороны пока есть возможность опротестовать решение Городского суда в суде Верховном.

Выборы в четвертую Думу в 207 округе у петербургского парламентария Александра Морозова с самого начала не заладились. Несмотря на активную поддержку главной российской партии «Единая Россия» и городских властей, депутат региональный долго не мог стать федеральным.

Баллотируясь первый раз в декабре 2003-го, Александр Морозов был снят с предвыборной гонки по решению суда, в котором кандидату вменялось в вину нарушение федерального законодательства, допущенное при регистрации.

Впрочем, сами выборы в Восточном округе тогда не состоялись: Морозову помогло протестное голосование — избиратели выбрали кандидата «против всех».

И окрыленный Александр Владимирович, глядя на опостылевший Мариинский дворец и надоедливых коллег, которые так и норовят пробраться на Охотный Ряд вместо него, решил снова вступить в схватку за вакантный депутатский мандат.

Но в марте 2004-го на пути Морозова опять встали преграды: день повторных выборов прошел со скандалом. На шести избирательных участках округа были испорчены бюллетени для голосования, и признание результатов выборов оказалось под вопросом.

Однако здесь на помощь незадачливому кандидату пришла Городская избирательная комиссия во главе со своим председателем Александром Гнётовым.

Александр Валентинович заявил, что несмотря на признание 6,5 тысяч бюллетеней недействительными, «эти нарушения ни на что не повлияют, поскольку по закону для признания выборов состоявшимися необходимо, чтобы выборы были проведены без нарушений как минимум на 25% участков.

Нарушения на шести участках ничего не дают и не станут причиной для отмены результатов выборов». Таким образом, уже 18 марта окружная избирательная комиссия N207 признала выборы состоявшимися, а депутат Законодательного собрания Морозов стал депутатом Государственной Думы.

С мнением своего регионального коллеги Гнётова согласился и Центризбирком. Казалось, мечта осуществилась, и Александр Морозов может забыть все перипетии выборной гонки как дурной сон и спокойно заниматься обычными делами народного избранника — принимать законы и заботиться об избирателях. Ан нет!

Несостоявшиеся депутаты Думы решили воспользоваться правом защиты своих интересов в суде. Бывший коллега Морозова по ЗакСу Сергей Андреев, обиженная Эльвира Шарова (именно её фамилия была по ошибке вычеркнута из бюллетеней для голосования на шести участках) и бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга, экс-участница губернаторских выборов Анна Маркова потребовали отменить результаты выборов в 207 округе.

Заявления у всех разные, но обоснование одно — по мнению истцов, людей лишили конституционного избирательного права.Заявления были подкреплены мощным «пиаром» — в городе прошел митинг сторонников Марковой и Андреева с требованием отмены результатов выборов в связи с нарушениями, допущенными на некоторых участках.

Впрочем, на ход дела это не повлияло, и депутат Госдумы Морозов по-прежнему мог наслаждаться Первопрестольной. Да и в Северной столице даже сами истцы уже начали терять надежду на желанное судебное решение.

Но российский суд — самый справедливый суд в мире. И уже 17 мая, рассмотрев заявления, он вынес судьбоносное решение — все дела об отмене результатов выборов в 207 округе необходимо вынести в отдельное судопроизводство и рассмотреть на заседании 26 мая.

Процесс продолжался целую неделю, а его результат для многих стал шокирующим — выборы признаны недействительными, и впервые в России депутат Государственной Думы может лишиться мандата.

Раздосадованный Александр Морозов сгоряча даже ляпнул про ангажированность судопроизводства, однако уже на следующий день осознал ошибку и признал, что во многом его реакция была основана на эмоциях.

«Мы уважаем решение Городского суда, но надеемся, что решение Верховного суда будет объективней», — оправдывался за клиента адвокат Морозова Сергей Перминов.

Действительно, прощаться с Москвой Морозову пока рано — не всё еще потеряно. И как сказала после решения суда Анна Маркова — «у нас в Петербурге не Басманный суд», также можно сказать, что петербургский суд — еще не Верховный.

Тем более, что решение горсуда повергло в шок не только самого Морозова, но и городскую прокуратуру, о чем прокурор Петербурга Николай Винниченко поведал в эфире канала НТВ.

Однако уже в день оглашения вердикта практически все СМИ назвали решение петербургского суда беспрецедентным. А в партии «Яблоко» были настолько воодушевлены «верховенством Конституции» в Петербурге, что заместитель председателя партии Сергей Иваненко заявил, что «яблочники» намерены оспаривать итоги выборов в 170-ти избирательных округах.

Для Иваненко петербургский случай — важный прецедент: «Де-факто признано, что выборы проходили с нарушениями».Если Верховный суд РФ подтвердит решение Городского суда Санкт-Петербурга, есть большая вероятность того, что за этим последует целая волна аналогичных исков из разных регионов России.

Если же это решение будет отменено, то петербургский казус можно будет считать всего лишь случайностью.

Сергей Изотов