Депутат — не враг избирателям!

Депутат — не враг избирателям!

К вражде на два фронта парламентарии оказались не готовы На прошлой неделе состоялось внеочередное заседание Законодательного собрания Ленинградской области.

К вражде на два фронта парламентарии оказались не готовы

На прошлой неделе состоялось внеочередное заседание Законодательного собрания Ленинградской области. Причем, вероятно, именно важностью повестки дня было продиктовано то обстоятельство, что парламентарии собрались не по привычной схеме — во вторник, а в четверг. Основным рассматриваемым вопросом стал проект областного бюджета на 2005 год.

С явным риском убить всю интригу дальнейшего изложения отмечу, что бюджет Ленобласти на будущий год был принят народными избранниками в первом чтении, причем практически единогласно. Так, за предложенный правительством проект проголосовал 41 парламентарий, один депутат высказался против, еще один — воздержался. Очевидно, столь явное единодушие народных избранников стало возможно благодаря хорошей «подготовительной» работе со стороны областной администрации. К тому же если и были среди парламентариев колеблющиеся, то активная позиция исполнительной власти в ходе рассмотрения бюджета в первом чтении окончательно расставила точки над «i».

Проект основного финансового документа Ленобласти представлял губернатор Сердюков. Он отметил, что законопроект направлен на решение четырех главных задач. Во-первых, это, несомненно, заработная плата населения. Во-вторых, необходимость увеличения бюджетных отчислений на образование, здравоохранение, социальную защиту, а также на наболевшую проблему — ЖКХ. Третьим пунктом значится повышение уровня жизни социально незащищенных категорий граждан. Ну, и, наконец, в-четвертых, обеспечение экологической безопасности объектов Ленинградской области. В то же время глава исполнительной власти области отметил, что несмотря на возросшие в последнее время доходы региональной казны необходимо «исходить из жизненных реалий». А потому, дескать, надо рассчитывать исключительно на те финансы, которые Ленинградская область сможет заработать в будущем году самостоятельно.

Поддержал шефа и вице-губернатор председатель комитета финансов Александр Яковлев. По его мнению, предложенный проект можно расценивать как «бюджет переходного периода». Более того, в проекте учтены «пожелания» федерального центра, ориентирующего регионы на переход к бюджетам «управления результатом». Таким образом, по словам специалистов, провозглашен отказ от «бюджетной уравниловки». А это значит, что та или иная отрасль хозяйства должна приносить прибыль, а не только предусматривать расходование бюджетных средств. В общем, как сказал классик, за работу!

Любопытную точку зрения высказал депутат Виталий Климов. По его мнению, народные избранники просто не могут не принять проект бюджета! Более того, в настоящее время документ якобы является не инструментом социально-экономического развития области, а «механизмом для выбивания средств» из Москвы. А значит, чтобы получить наибольшую помощь из Центра, необходимо показывать худшие показатели. А чтобы коллегам стало совсем страшно, они должны осознать, что, не вооружив правительство подобным инструментом, народные избранники рискуют стать «врагами и правительства, и избирателей»! Как показало голосование, к вражде на два фронта парламентарии оказались не готовы.

Впрочем, некоторую долю скептицизма внес председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Андрей Васильев. Народные избранники узнали, что в проекте отсутствует прозрачный расчет потенциала бюджета. Более того, некоторые статьи проекта бюджета вроде как несколько не соответствуют Бюджетному кодексу РФ. Впрочем, не снижается и число дотационных районов в Ленобласти. А ответа на вопрос, как изменится качество жизни населения в 2005 году, в проекте нет. И все же глава КСП призвал народных избранников принять документ в первом чтении. Что и было успешно воплощено в жизнь.

Таким образом, пока в проекте зафиксированы следующие показатели. Планируется увеличение расходов на социальное финансирование почти до 45 процентов. Ожидается, что по отношению к уровню текущего года бюджет вырастет на 17 процентов, то есть составит 23 миллиарда рублей. Также запланировано: сумма доходов — 15,9 миллиарда рублей, расходы — 17,2 миллиарда, предельный дефицит — 1,3 миллиарда российских дензнаков. Напомним, что с 2005 года работники бюджетной сферы будут получать заработную плату не ниже официального прожиточного минимума.

Все это и утвердили парламентарии, пока, правда, только в первом чтении. Теперь, вероятно, развернется борьба вокруг поправок к проекту.

Не забыли народные избранники за бюджетными баталиями и вопросы «большой» политики. Так, областные парламентарии поддержали президентские инициативы по изменению системы «вхождения во власть» региональных руководителей. Но в то же время депутаты посчитали необходимым направить в Государственную Думу и свои предложения, лежащие в области избирательного законодательства. Лишь депутат Леонов посчитал, что предложения президента об утверждении губернаторов региональными парламентами по представлению главы государства противоречат Конституции Российской Федерации. И это, дескать, «закреплено решением Конституционного суда». Несколько коллег согласились с мнением Владимира Леонова, но на том, собственно, дело и закончилось.

Что до внутренних дел Законодательного собрания, то, как и предполагал «МК» в Питере» в № 40 от 6 октября, в отведенный срок восстала, как птица Феникс, фракция Социалистической единой партии России. Напомним, что до 13 октября парламентским социалистам необходимо было рекрутировать двух новобранцев, дабы достичь «легитимного» количества в девять депутатов. Таковыми новыми адептами, подставившими плечо фракции СЕПР в нужное время и в нужном месте, оказались Татьяна Павлова и Петр Гройзман. Говорят, данному событию немало поспособствовал председатель областного ЗакСа Кирилл Поляков, являющийся по совместительству лидером регионального отделения «единых социалистов».

Похоже, народные избранники не собираются снижать темп парламентской работы. 26 октября состоится очередное заседание Законодательного собрания Ленобласти. А уже через неделю — 2 ноября — внеочередное, основным вопросом которого, очевидно, станет второе чтение проекта бюджета Ленинградской области на 2005 год.

Дмитрий КУЗЬМИН
МК в Питере №42/82 за 20-10-2004