Покой им только снится

Покой им только снится

Депутаты стали чаще встречаться Как и предсказывал «МК» в Питере» в № 42 от 20 октября этого года, народные избранники Ленинградской области планомерно наращивают темп своей работы.

Депутаты стали чаще встречаться

Как и предсказывал «МК» в Питере» в № 42 от 20 октября этого года, народные избранники Ленинградской области планомерно наращивают темп своей работы. К моменту выхода этого номера Законодательное собрание Ленобласти уже проведет «специальное» заседание. А на прошлой неделе парламентарии смогли рассмотреть целую серию достаточно разноплановых вопросов.

Так, продолжили депутаты рассмотрение законопроектов в рамках продолжающейся муниципальной реформы. Впрочем, теперь этот вопрос не вызывает уже столько эмоций, как вначале. Потому решения принимаются достаточно буднично. На этот раз парламентарии «читали второй раз» законопроект «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Кировский муниципальный район и муниципальных образований в его составе». Дело в том, что во время первого чтения прозвучали предложения выделить Шлиссельбург в отдельное муниципальное образование. Впрочем, еще тогда мы предсказывали, что по опыту рассмотрения аналогичных ситуаций в других районах народные избранники вряд ли поддержат местечковый сепаратизм отдельно взятого города.

Так и произошло. Как водится, поправка к законопроекту «о независимости» Шлиссельбурга была внесена депутатом Леоновым. По этому поводу у многих наблюдателей даже сложилось впечатление, что все муниципальные «борцы за независимость» идут прямиком в кабинет главного парламентского бунтаря, поскольку именно он выступает основным лоббистом местечковой самостийности.

Однако с призывом отклонить поправки обратились к народным избранникам представители разработчиков законопроекта. Их поддержал заместитель председателя Законодательного собрания депутат от Шлиссельбурга Андрей Нелидов. По его мнению, законопроект вполне выдержан в духе общеобластной муниципальной концепции. Господина Нелидова поддержал еще один «местный» парламентарий Юрий Соколов.

Итог небольшой дискуссии подвел председатель областного ЗакСа Кирилл Поляков. Он поддержал своего зама и призвал коллег поддержать проект закона в правительственной редакции. При этом спикер особо отметил, что мнение депутатов «от территории», то есть от Шлиссельбурга и Кировского района, необходимо учитывать особо. Дескать, они лучше знают местные особенности. Впрочем, в этом плане интересно, как к подобным доводам отнесется сам Кирилл Поляков при грядущем рассмотрении законопроекта «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Гатчинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе». Напомним, что ранее этот проект парламентарии «отложили» потому, что был подан альтернативный законопроект. Причем от Гатчины в Законодательном собрании Ленобласти два депутата — Владимир Леонов и Алексей Булынин. И оба не состоят в числе сторонников правительственной «муниципальной концепции». Однако уже сейчас можно предположить, что при рассмотрении будущего муниципального устройства Гатчинского района мнение «местных» парламентариев перестанет быть определяющим.

А на сегодняшний день можно констатировать следующее. В результате продолжающейся муниципальной реформы районные центры планомерно переходят на «второй уровень» местного самоуправления. Уже решено, что с нового года не будут замыкаться напрямую на областное правительство Сертолово, Выборг, Ивангород и Пикалево. Впрочем, учитывая, что упомянутый выше законопроект был-таки принят во втором чтении, сюда же можно отнести и Шлиссельбург. Дело в том, что в результате третьего чтения могут появиться лишь незначительные редакторские правки. Концепция самого закона уже не изменится. Ну, а на очереди, очевидно, Гатчина и Сосновый Бор.

Впрочем, перед самими муниципалами стоит задача и несколько иного рода. На сегодняшний день идет обсуждение подготовленного правительством страны проекта Федерального закона о внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ по вопросам местного значения муниципальных образований. А потому в ближайшее время муниципалам предстоит выработать свои предложения и поправки к законопроекту по перечню госполномочий, относящихся к органам МСУ, дабы в установленном порядке представить их до апреля будущего года.

Гораздо более эмоциональную дискуссию вызвал законопроект, который сами народные избранники отнесли к непопулярным. На суд парламентариев председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту Василий Соколов внес законопроект, предусматривающий изменения в областной закон «О транспортном налоге». Несложно догадаться, что налог предлагалось повысить. Депутаты тут же стали доказывать друг другу, что объяснить собственным избирателям необходимость повышения налоговых сборов они не смогут. Поэтому тут же появилось предложение защитить льготами владельцев «жигулей» и «москвичей». Дескать, негоже и так неимущих граждан обирать, пусть повышенную плату вносят владельцы иномарок. Однако выяснилось, что именно владельцы «ходовых» отечественных автомобилей являются, во-первых, самой многочисленной группой, а во-вторых, наиболее законопослушной, то есть регулярно платящей. И если лишить бюджет именно этих поступлений, то спасти программу содержания и ремонта областных дорог после изъятия из дорожного фонда вливаний от земельного налога будет сложно.

В результате законопроект был принят в первом чтении. Как отметил представляющий главу региона вице-губернатор Василий Иванов, «жизнь заставляет нас принимать такие законы». Таким образом, на сегодняшний день зафиксированы следующие ставки: владельцам легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил придется платить 14 рублей с каждой «лошадки», ну, а за мощность от 100 до 150 лошадиных сил придется выложить по 29 рублей. Кстати, таким образом транспортные налоговые отчисления в Ленобласти будут уравнены с повышенными ставками в соседнем Санкт-Петербурге. И, как следствие, для питерцев перестанет быть выгодным регистрировать свои автомобили в Ленинградской области. А ведь не секрет, что в настоящее время такая практика имеет широкое распространение. Потому ко второму чтению законопроекта, очевидно, поступит множество поправок. Тем более что большинство парламентариев отмечало необходимость серьезной доработки предложенного проекта.

Подготовили парламентарии и приятные новости для жителей Ленобласти. Так, в первом чтении принят законопроект, согласно которому с 1 января 2005 года повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Планируется, что он теперь будет составлять 2 тысячи 720 рублей, то есть соответствовать уровню не менее прожиточного минимума.

Также в первом чтении парламентарии приняли проект закона, вносящего изменения в областной закон «О налоге на имущество организаций». Главное предлагаемое новшество — расширение перечня освобожденных от уплаты налога организаций. В него, по мнению депутатов, должны войти предприятия текстильного и швейного производства. По мнению разработчиков законопроекта, с 1990 года в результате тяжелых последствий реформ удельный вес отрасли в промышленном производстве области уменьшился в 14 раз! И именно налоговые льготы призваны стимулировать текстильную отрасль.

Прошел первое чтение и законопроект о социальной поддержке семей, имеющих детей. Планируется, что на финансирование компенсаций и ежемесячных пособий на детей в будущем году из областного бюджета будет выделено 197 миллионов рублей. Еще более 800 миллионов рублей потребуется на социальную поддержку «отдельных категорий граждан». Данный законопроект лежит в плоскости так называемой «монетизации льгот» и также прошел первое чтение.

В целом, заседание прошло без серьезных курьезов, за исключением одного эпизода. Во время обсуждения требований, предъявляемых к претендентам на пост председателя Контрольно-счетной палаты Ленобласти, микрофон оказался в руках мужчины крепкого телосложения, с короткой стрижкой и в черной обтягивающей футболке. Сопровождая свой вопрос характерными движениями шеи, он поинтересовался у председателя ЗакСа, почему допускается только опыт работы не менее трех лет на госслужбе. И не предусмотрена категория управленцев «крупных коммерческих структур». Часть присутствовавших в зале заседаний стала нервно оглядываться. Но вскоре наблюдатели смогли опознать в выступающем одного из парламентариев, доизбранного в действующий созыв сравнительно недавно. Вероятно, именно этим обстоятельством продиктована снисходительность коллег к выходкам «новобранца». Впрочем, адаптация народного избранника к нормам парламентской этики, вероятно, произойдет достаточно быстро. Ведь заседания Законодательного собрания проходят теперь все чаще и чаще.

Дмитрий КУЗЬМИН
МК в Питере №44/86 за 03-11-2004