Губернатор В.И. Матвиенко дала сегодня (12 ноября) брифинг в Смольном по итогам поездки делегации Санкт-Петербурга в Иран и Азербайджан

 Губернатор В.И. Матвиенко дала сегодня (12 ноября) брифинг в Смольном по итогам поездки делегации Санкт-Петербурга в Иран и Азербайджан

Комментарий В.И. Матвиенко: «За постперестроечное время Россия сократила свое присутствие во многих регионах мира. Освободившиеся...

Комментарий В.И. Матвиенко:

«За постперестроечное время Россия сократила свое присутствие во многих регионах мира. Освободившиеся ниши оказались занятыми другими государствами. Сегодня в первую очередь должны работать прагматические интересы государства
и такие страны как Иран и Азербайджан имеют большие возможности для расширения наших внешнеэкономических связей.
Иран сегодня - это богатая, динамично развивающаяся страна, добывающая очень большие объемы нефти. Внешнеторговый оборот Ирана со странами Евросоюза - свыше 15 миллиардов долларов. На двустороннем уровне с такими странами, как Франция, Италия, Германия объем товарооборота доходит до 4 – 5 миллиардов долларов. Оборот с Китаем – пять миллиардов долларов, с Россией - 1 миллиард 300 миллионов долларов.
У России и Петербурга в частности с Ираном старые связи. Петербургские специалисты принимали участие в строительстве металлургического комбината. Наши геологи разрабатывали рудники, которые поставляют руду на иранские предприятия. Эти связи нам надо расширять и укреплять. Отрадно, что отношение в Иране к России и к русским очень позитивное. Такое встретишь далеко не во всех странах. Так что у нас есть основа для расширения взаимовыгодного сотрудничества.
Петербургская делегация приехала туда, чтобы презентовать наш город. Мы должны искать новые рынки для экспорта продукции наших предприятий. Иран и Азербайджан как раз могут быть такими рынками сбыта. Я встречалась с первым вице-президентом Ирана, вела переговоры с мэрами Тегерана и Исфагана. Мы вели разговор о взаимном инвестировании в экономику. Мы почувствовали заинтересованность в расширении связей на всех уровнях.
И эту заинтересованность надо использовать.
Мы подписали соглашение между торгово-промышленными палатами Петербурга и Тегерана, Петербурга и Российско-Иранской торгово-промышленной палатой, Петербурга и Исфагана. Мы подписали также Соглашение о побратимстве с Правительством Исфагана.
Представители бизнеса провели переговоры со своими коллегами. Сегодня есть реальная возможность нашим проектировщикам и метростроителям принять участие в расширении метро в Тегеране и Исфагане. Есть реальные возможности поставки продукции энергомашиностроения, дизельгенераторов для нефтегазовой промышленности и других видов нашей продукции. Успешные переговоры провел «Севкабель».
Для чего мы вели эти переговоры? Почему власть этим занимается? Казалось бы, бизнес мог бы сам устанавливать контакты и сам искать рынки сбыта.
Для примера в феврале мы ездили в Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. По итогам этой поездки контрактов, соглашений и протоколов, которые будут реализовываться в течении нескольких лет, подписано на сумму свыше пяти миллиардов долларов. Мы предоставили нашей промышленности возможности экспортировать свою продукцию в таком объеме. Мы полагаем, что и в Иране, и Азербайджане, где мы подписали соглашения о сотрудничестве с правительством Азербайджана и протокол, который конкретизировал это соглашение, и те встречи с бизнесом в Азербайджане - все это убеждает нас в том, что мы можем добиться увеличения экспорта нашей продукции. А это означает увеличение объемов производства, новые рабочие места, зарплаты и так далее.
Для бизнеса сейчас очень важно понимание, что отношения на межгосударственном и на политическом уровне поддерживаются властью, руководством регионов и тот уровень встреч, который был организован для нашего бизнеса благодаря тому, что это была официальная делегация во главе с губернатором - он получился совершенно иной, нежели бы бизнес сам пытался что-то искать.
В ходе визита были проведены два бизнес-форума, в которых приняли участие представители иранского и азербайджанского бизнеса. Люди познакомились не только друг с другом, но и с представителями власти, министерства экономики, торговых палат. Когда бизнес чувствует, что его деятельность поддерживается на политическом уровне – он более уверенно себя чувствует. Это минимизирует риски бизнеса. Мы полагаем, что по итогам визита в эти государства у нас появятся новые контракты, новые возможности для сбыта нашей продукции. Без этого нельзя рассчитывать на серьезный рост экономики, потому что внутренний рынок ограничен. А наша промышленность выпускает продукцию конкурентоспособную на мировых рынках, в том числе по ценовым показателям. Ее надо только красиво преподнести, что мы пытались и сделать».

После выступления В.И. Матвиенко ответила на вопросы журналистов

- Будет ли Санкт-Петербург строить метро в Иране?
Сейчас должно расширяться метро в Тегеране, в Исфагане, в других городах Ирана. Тендеры, которые проходили ранее, выиграл Китай. Почему так получилось? Таких специалистов, проектировщиков и строителей метро, как у нас в Петербурге, таких технологий, такого оборудования, как у нас, больше ни у кого нет. Мы абсолютно конкурентоспособны на мировом рынке. У нас очень сложные почвы, а в Иране сейсмологическая зона. У нас глубокое залегание метро, что тоже их очень интересует. Но конкурс все равно выиграл Китай. Китай предложил не лучшие технологии и не лучшие условия. Но они предложили более выгодные финансовые условия - собственное кредитование. Мы, конечно, не можем такие финансовые условия предложить. Мы не можем выдавать кредитов на реализацию проектов в Иране. Но, тем не менее, мы можем предложить лучшие, более современные технологии..
Не всегда лучшие финансовые условия обеспечивают лучшее качество реализации проекта. Мы заинтересованы в выходе на мировой рынок наших метростроителей.
Мы очень хотим сохранить нашу школу, наши проектные и подрядные мощности. Последние годы объемы строительства метро в Петербурге были очень низкие, но сейчас мы будем их наращивать. На будущий год мы заложили 3 миллиарда в городской бюджет на метро, и я надеюсь, 500 миллионов получим из федерального бюджета. Впервые за последние годы у нас такой большой объем финансирования строительства метро.
Для метростроевцев работа за рубежом - это бизнес, и мы заинтересованы в экспорте этого бизнеса в Иран. Переговоры начались. В десятых числах декабря наши метростроители поедут в Тегеран и Исфаган.


- Будут ли в Петербурге консульства Ирана и Азербайджана?
-Вопрос с Азербайджанским консульством решен. В ходе нашего визита было подписано Постановление Правительства Российской Федерации об открытии Генерального консульства Азербайджана в Санкт-Петербурге. На встрече с Президентом Азербайджана мы обсудили даже кандидатуру на должность Генерального консула Азербайджана в Санкт-Петербурге.
По Ирану этот вопрос пока в стадии осмысления. Этот вопрос решается на двусторонней основе.
В Исфагане очень успешно работает наше Генеральное консульство. Оно пользуется большим авторитетом.

- Какие шли переговоры помимо экономических?
- Мы, конечно же, говорили о культурном сотрудничестве, гуманитарном, образовательном... Ректор нашего Технического университета подписал Соглашение с Университетом Исфагана. Киностудия "Ленфильм" подписала Соглашение с Азербайджаном о подготовке совместного кинофильма. И в Иране, и в Азербайджане прошли показы наших фильмов, в том числе петербургских кинематографистов. Мы условились еще о ряде совместных проектов. Имеем в виду сотрудничество во всех сферах. С Азербайджаном обсуждали вопрос о направлении на учебу жителей Азербайджана в наши высшие учебные заведения на основе учреждения специальных премий Президента.

См. фотоархив визита

Материалы по визиту