Двойной прогон

Двойной прогон

Областной парламент принял «неполноценный» закон Как и предсказывал «МК» в Питере» в № 49 от 8 декабря, на последний месяц года пришлась активизация законотворческой деятельности в Ленинградской области.

Областной парламент принял «неполноценный» закон

Как и предсказывал «МК» в Питере» в № 49 от 8 декабря, на последний месяц года пришлась активизация законотворческой деятельности в Ленинградской области. Первоначально намеченное на 21 декабря внеочередное заседание областного парламента состоялось на неделю раньше. Причем по инициативе правительства региона. Официальный повод для такой спешки — корректировка областного бюджета-2004. Однако основные парламентские баталии развернулись вокруг совсем другого вопроса.

То, что внеочередное заседание ЗакСа Ленобласти будет жарким, стало ясно еще при обсуждении дополнительной повестки дня. По инициативе прогубернаторских депутатов парламентариям было предложено досрочно рассмотреть в третьем чтении законопроект «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Гатчинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе». Несмотря на протесты группы народных избранников, отстоявших при втором чтении невключение города Гатчины в состав родного муниципального района, заключительное чтение было внесено в повестку дня «экстренного» заседания. Этот-то пункт и стал главной причиной бушевавших в правительственном комплексе политических бурь. Впрочем, обо всем по порядку.

Галопом по Европам

Для того чтобы убедиться, какой из законопроектов стал истинной причиной внепланового заседания Законодательного собрания Ленинградской области, достаточно было вооружиться секундомером.

Сначала, разумеется, рассматривался «мотивировочный» вопрос о внесении изменений в закон об областном бюджете на текущий год. Поскольку инициатива принадлежала губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову, представлял проект народным избранникам «финансовый» вице-губернатор Александр Яковлев. Как явствовало из его доклада, основными причинами внесения очередных изменений в главный финансовый областной документ являются поступления из федеральной казны, неосвоение запланированного объема финансирования рядом правительственных комитетов, а также необходимость осуществления денежных выплат населению региона уже в первые дни 2005 года. Кстати, всего из федерального центра в бюджет Ленобласти поступило 232,3 миллиона рублей. Причем средства эти целевые, потому включаются сразу в доходную и расходную части областной казны. При этом 23 миллиона рублей предусмотрено на выплаты льготным категориям населения. На 82 миллиона рублей увеличена и финансовая помощь муниципальным образованиям. Средства также целые, предусмотренные для погашения задолженности по электроэнергии и оплате топливно-энергетических ресурсов.

Выступивший вслед за господином Яковлевым председатель постоянной парламентской комиссии по бюджету и налогам Анатолий Зайцев от имени комиссии призвал коллег поддержать правительственный законопроект не только в первом, а сразу в трех чтениях. Что и было сделано большинством голосов народных избранников. При этом на решимость парламентариев не повлияло предложение главы Контрольно-счетной палаты Андрея Васильева вообще не рассматривать изменения в бюджет. Дело в том, что правительственный законопроект не получил оценки аудиторов, так как не был вовремя представлен в КСП.

Таким образом, в результате принятых изменений расходная часть бюджета уменьшилась по сравнению с запланированными показателями на 111,5 миллиона рублей. Точнее, данная цифра получена следующим образом. Доходная часть бюджета увеличилась на 356 миллионов рублей и составит теперь 14 689,621 миллиона. Расходная же часть возросла на 186 миллионов рублей и достигнет 16 005,541 миллион. Исходя из всего вышеизложенного, дефицит областного бюджета в текущем году сократится на 170 миллионов рублей и в целом составит 1 315,920 миллиона. Кстати, в течение финансового года Ленинградской области удалось сократить бюджетный дефицит в общем на 520 миллионов рублей. Изначально же этот показатель составлял 1820 миллионов рублей.

Примечательно, что рассмотрение главного вопроса повестки дня заняло времени не больше, чем чтение предыдущих абзацев этой статьи. Кстати, далее законотворческая оперативность народных избранников возросла еще больше. Так, рассмотрение законопроекта о муниципальном устройстве Тосненского района в третьем чтении заняло в общей сложности... две минуты! Приблизительно столько же ушло на вопрос о кредитах, выдаваемых предприятиям из регионального бюджета. Аналогично «расправились» народные избранники и с другими вопросами дополнительной повестки дня. Черед дошел до злополучного «гатчинского излома»...

Большая игра

Тут необходимо внести некоторые пояснения. На предыдущем заседании Законодательного собрания Ленобласти законопроект «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Гатчинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» был принят во втором чтении. А это значит, что помимо внесенных поправок какие-либо дополнения в текст проекта закона уже невозможны. При этом путем достаточно специфических парламентских ухищрений сторонникам «самостийности» Гатчины удалось исключить ее из Гатчинского района. Дескать, этот город достоин лучшей доли, которую Гатчине призван обеспечить статус городского муниципального округа, независимого от муниципального района. В том же № 49 «МК» в Питере» предсказывал, что такое положение вещей не может устроить правительство Ленинградской области, поэтому следует ожидать продолжения «битвы» вокруг законопроекта. Дело в том, что принятые ранее с начала текущего года законы в рамках идущей муниципальной реформы напрочь отметали подобные сепаратистские поползновения со стороны других районных центров. При этом правительственные чиновники ссылались на некую концепцию будущего муниципального устройства региона, которой независимые городские округа противоречили. И вот «гатчинские сепаратисты» поставили под удар весь процесс переустройства муниципалитетов в Ленинградской области. Понятно, что спокойно такой вариант пройти не мог. Предвестником бури стал объявленный пятнадцатиминутный перерыв, во время которого председатель областного парламента Кирилл Поляков пригласил ряд депутатов к себе в кабинет «для консультаций». Кстати, говорят, что в предшествовавшие заседанию «длинные» выходные активно общался с парламентариями и вице-губернатор Василий Иванов. Возможно, это стало еще одним фактором, вдохновившим депутатов к переоценке принятого двумя неделями раньше решения. Впрочем, во время объявленного перерыва в парламентской сессии, который, кстати, затянулся на полчаса, активность проявили и другие политические тяжеловесы.

Закон вне закона

Аккурат за несколько минут до парламентского тайм-аута в зале заседаний появился... Дамир Шадаев, бывший областной парламентарий, ныне — депутат Государственной Думы от «списка ЛДПР». Это явилось косвенным подтверждением еще одного нашего прогноза о том, что за «гатчинским бунтом» фракции ЛДПР в ЗакСе Ленобласти может стоять именно авторитетная фигура Дамира Равильевича. Воспользовавшись паузой в заседании, по информации наших источников, он также провел переговоры с целым рядом народных избранников в режиме «с глазу на глаз», что называется, в кулуарах. Более того, уже по окончании перерыва Дамир Шадаев улучил момент и на ступенях президиума успел донести свое мнение до спикера ЗакСа Кирилла Полякова. Наблюдатели отметили, что во время достаточно напряженной беседы господин Поляков больше молчал.

С первых минут обсуждения стало ясно, что дискуссия будет жаркой. Дело в том, что, как выяснилось, вопрос о рассмотрении законопроекта о муниципальном устройстве Гатчинского района в третьем чтении был внесен в повестку дня с нарушениями регламента Законодательного собрания Ленобласти. Но парадокс ситуации заключался в том, что рассматривать вопрос пришлось бы все равно, так как за повестку дня проголосовало большинство народных избранников.

Таким образом, с нарушением регламента пришлось смириться. Но в этом случае у депутатов оставалось два выхода: либо принять законопроект в третьем чтении, либо его отклонить. Изюминкой же данной ситуации являлось то, что оба сценария не устраивали никого: ни сторонников выделения Гатчины в независимый муниципалитет, ни блюстителей правительственной концепции муниципальной реформы в Ленобласти. Поэтому первые предложили отложить рассмотрение законопроекта на неделю, а вторые — вернуть его в стадию второго чтения.

Почти двухчасовые прения не помогли парламентариям найти выход из сложившейся ситуации. Порой взаимные упреки доходили до завуалированных оскорблений. При этом в ходе выступлений депутатов «с мест» выяснилось, что еще одно предположение, опубликованное на страницах нашей газеты, получило воплощение в жизнь. Так, в целом ряде районов, новое муниципальное устройство которых уже получило свое законодательное оформление, появились инициативные группы по проведению референдумов. Вдохновленные гатчинским прецедентом, жители других райцентров решили также добиваться независимого статуса своих городов. Появились у данных устремлений и свои покровители.

Сложно сказать, чем бы разрешилась откровенно тупиковая ситуация в областном парламенте, если бы ее не «взорвал» председатель. Отметив, что оба обсуждаемых сценария ведут к откровенному затягиванию вопроса (напомним, что новое устройство муниципалитетов согласно федеральному законодательству должно быть оформлено к 1 января 2005 года), Кирилл Поляков предложил совершенно нестандартный выход. Озвученное спикером решение проблемы было настолько радикальным, что парламентарии потребовали объявить перерыв. Дескать, новые обстоятельства дискуссии требуют срочного обсуждения во фракциях и комиссиях!

Вагон и маленькая тележка

Выступление Кирилла Полякова было призвано расставить все точки над «i». Вероятно, поэтому и выдержано оно было в спокойном тоне, чего нельзя было сказать об остальных участниках обсуждения. Отметив, что избранный оппонирующими сторонами путь не приведет в ближайшее время к какому-либо определенному решению, спикер подчеркнул, что гатчинский вопрос носит исключительно политический характер.

— Мы посчитали со специалистами, — спокойно доложил господин Поляков, — в бюджетном вопросе для Гатчины разница между предлагаемыми вариантами — копеечная!

Тем не менее, дабы двигаться вперед, Кирилл Поляков предложил... принять законопроект о муниципальном устройстве Гатчинского района в правленом варианте в целом, дабы губернатор смог его подписать уже на следующий день! Сторонники независимого статуса Гатчины замерли в предвкушении победы. Но, как выяснилось, рано.

Кирилл Поляков подкрепил свое предложение обещанием уже через неделю внести в Законодательное собрание Ленобласти законопроект о поправках в обсуждаемый закон. Таким образом, корректировка проекта закона по Гатчинскому району, уже невозможная в рамках непосредственной процедуры его принятия, должна была выделиться в отдельный законопроект.

После «переваривания» спикерской инициативы вернувшиеся с перерыва парламентарии утвердили изложенную схему, большинством голосов приняв законопроект «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Гатчинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» в целом. И уже на прошлой неделе все необходимые формальности по утверждению закона со стороны исполнительной власти были соблюдены.

К моменту выхода этого номера областные законодатели успеют провести еще одно заседание. Очевидно, новую битву «за Гатчину», а на самом деле за правительственную концепцию муниципальной реформы, можно даже не прогнозировать. Это практически уже само собой разумеется.

Дмитрий КУЗЬМИН
Газета Московский Комсомолец в Питере №51/100 за 22-12-2004